И день ВМФ прошёл...

Вот этого, кстати, совсем не сказал бы про флот Туркмении, новейшие корабли которого (а именно, те же самые катера типа «Тузла», построенные в Турции, выходящие на артиллерийские учения из Туркменбаши (Красноводска), мне пришлось лицезреть в этом году (наше судно тоже выходило оттуда по тому же фарватеру). Места расположения 12,7-мм пулеметов на них были закрыты брезентом (а были ли там пулеметы?). Когда мы выходили, пришла сводка о приближении шторма. Туркменские катера, резво обогнав нас на фарватере, столь же резво повернули обратно и побежали в базу (потом пришло сообщение об отмене учений из-за шторма). Ну, а мы пошли, у нас выбора-то не было… Да и, честно говоря, шторм-то был – одно название – так, усиление волнения (ну, я-то видел настоящие шторма – тайфуны в восточных морях, да и в Тихом океане случалось попадать). Так вот, отменили ли бы учения в турецком флоте по такому поводу? Сомневаюсь.
Время от времени получалось наблюдать и китайские корабли, и здесь тоже стоит отметить и большую частоту выходов в море и решительные, уверенные маневры. Больше всего интересовал флот американский. Их корабли удалось увидеть дважды, и в последнем рейсе, в прошлом году, довольно близко. А первый раз я узрел их в 2016 году, к востоку от Малаккского пролива – это были атомный авианосец «Джон С. Стеннис» в сопровождении четырех эсминцев типа «Берк», ближайшим из которых был «Фаррагут». Они образовывали походный орден в виде ромба, и вертолет с «Фаррагута» отгонял наш балкер на милю от ордера. От авианосца было, таким образом, довольно далеко, но и на таком расстоянии чувствовалась его мощь. Он шел не быстро, но спокойно, как слон идет по саванне. Эсминцы же маневрировали, словно в поисках подлодок. Мошь зримая, но насколько она весомая? Конечно, этого лучше не испытывать, хотя и не все авианосцы сейчас США могут в море вывести. Но и один такой много чего стоит.
Ну, и в последнем рейсе, в прошлом году в Босфоре, пришлось почти нос к носу увидеться аж с самим флагманом 6-го, средиземноморского флота США – кораблем связи и управления «Маунт Уиттни».

Мы шли в Мраморное море, а он – навстречу, в Черное, на совместное учение с флотами своих сателлитов. Особого впечатления он не произвел – размеры, конечно, значительны, но всё же это не боевой корабль. Это у нас флагманом, по старинке, считается самый мощный корабль флота (или эскадры), а у американского флота, по концепции (и по финансовым возможностям, разумеется) командование должно находиться не в эпицентре боевых действий, но на расстоянии, причем самое главное – ему должны быть обеспечены контроль над всеми данными и связь. Проще говоря, они могут позволить себе такие корабли, и вооружения на низ почти нет – их защищают другие. Насколько это оправданно, может показать лишь прецедент, коих ещё не было. Я же жалел, что нет под рукой торпед, и опасался, не возникнут ли вопросы из-за моей фотоохоты. Впрочем, понятно, что зря – в Босфоре тысячи фотоаппаратов и телефонов, и все очень близко – всего не запретишь. Мне же оставалось удовлетвориться лишь тем, что я его видел и «посчитал» - как турецкий писатель Орхан Памук. У него в детстве был большой страх перед советскими кораблями, проходящими Босфор. Ему казалось (а в Турции такие страхи и подогревались), что любой из них может с легкостью уничтожить его любимый Стамбул. И для успокоения он думал (а потом оказалось, что так думал не только он), что если этот корабль посчитан, то уже не опасен. Теперь и нам приходится думать так же… Надеюсь, что это все же изменится.

|
</> |