...И была ли Калугина - мымрой, а Рыжова - лапочкой?
zina_korzina — 01.04.2011 — Кино1. А была ли Калугина жестокой мымрой?
Ну, то есть неким начальственным чудовищем, которое не давало своим подчинённым дышать. Так ли уж наседала Людмила Прокофьевна на всех этих Шурочек, Верочек и прочих Бубликовых? Давайте посмотрим. С чего начинается каждый рабочий день в калугинском управлении? Правильно - с наведения красоты. Дамочки стабильно, ежедневно минут по 10 причёсываются, красятся, треплются. Это возможно при начальнице-зверюге? Или вот. Чем занимается Верочка в непосредственной близости от начальственного кабинета? Она, простите, вяжет. А ещё - сплетничает с Алёной, читает ей чужие письма, и вот ещё что - курит 'Marlboro'. Также Верочка открыто меряет предложенные ей сапоги и даже (о, ужас!) спрашивает мнения своей, якобы, жестокой начальницы.
Что делает Шурочка из месткома? Она бегает по офису, собирает деньги на свадьбы, похороны, юбилеи и параллельно собирает сплетни. Она официально числится в бухгалтерах, о чём даже с трудом припоминает. Калугина гневно отправляют Шурочку в бухгалтерию только после того, как меткомовская активистка совершила подлый поступок. Причём, держательница офисного «общака» совершенно искренне негодует на то, что её сослали в бухгалтерию. Вероятно, это произошло впервые. Во время рабочего дня Шурочка с Новосельцевым тягают могучего коня, приобретённого в подарок. Во время рабочего дня конторские дамы бегают с авоськами - то за арбузиками, то за гусем. В туалете висит объявление «Продам колготки». Что делает Калугина? Изумляется неприличию. Всё.
Помните эпизод, когда в кабинет начальницы вламывается классическое быдло и принимается делать опись? Помните, как разговаривает их предводитель в исполнении Георгия Буркова? Реальная мымра могла бы так гаркнуть, что от них осталось бы одно воспоминание. Да и не зашли бы они к чудовищу, которого все боятся. В общем-то, создаётся впечатление, что люди в конторе не просто плохо работают, они, как тот модный мобиль в квартире Самохвалова - создают некую иллюзию движения. Мимо Бубликова бегают девушки в мини-юбочках, Верочка продаёт колготки и покупает батники, Шурочка собирает по 50 копеек на юбилей или свадьбу. Работает Калугина и, скорее всего, нехороший Самохвалов. Остальные - «добавляют тёртое яблочко...».
2. А можно ли считать Оленьку Рыжову положительным персонажем?
Она милая-милая, наивная-наивная, сладкая-пресладкая. До приторности. Её принято жалеть - она любила, а её - опозорили. Она писала искренние и прекрасные строки, а её предали по полной программе -предложили разобрать на месткоме. Какая сволочь, этот Самохвалов! Ату его, ату! А Оленьке-то всего-то хотелось разбить чужую семью. Или, на худой конец, переспать с чужим мужем. Она хотела быть счастливой, а её не поняли. Ну, что с того, что мадам Самохвалова, которая упорно игнорирует тёртое яблочко, будет переживать? Что с того, что Оленькин муж - товарищ Рыжов (у которого только что оперировали язву), может получить ещё одну? Подумаешь - взрослый сын! Главное - быть счастливой.
И Оленька старается - она прижимается к Самохвалову в танце, критикует кулинарные способности его жены и напоминает о поцелуйчиках институтской юности. А потом - приглашает мотануть куда-нибудь после работы. И страшно досадует (чуть не плачет), когда «дорогой, любимый мой Юра» тактично увиливает от этого более чем конкретного зазыва. Она ежедневно пишет письма своему начальнику (скорее всего, на рабочем месте - изображая ту самую иллюзию движения). Разумеется, Самохвалов поступил гадко и, по большому счёту, Новосельцев совершенно правильно его ударил. Но так ли уж хороша взрослая женщина (а не девочка-дурочка), решившая перечеркнуть устоявшиеся отношения сразу двух семей - своей и Самохвалова?
Судя по всему, у «блондинки в жутких розочках» этот служебный роман не первый. Смею предположить, что она имела некоторые отношения даже и с разведённым Новосельцевым, но к моменту начала повествования и это перегорело, приобретя привычную форму старой-институтской-дружбы. Есть такой тип женщин - для спорта (например) они в 30 лет уже старые (таковыми себя полагают), а для любовных томлений и в 60 - ого-го! Но акценты в фильме расставлены таким образом, что зритель как-то автоматически жалеет Рыжову. А зря, на мой взгляд, потому что строить своё счастьице на разрушении семей и устоявшихся социальных связей - по крайней мере, непорядочно...