
В«На самом деле все хотят взять интервью у Хауса. А получают
меняВ». Так считает актер, создавший, может быть, самого
противоречивого персонажа в истории кино и самого яркого героя
нашего времени. Встреча с Хью Лори, человеком и мужчиной, который
не видит в себе героя.
Я жду его в лобби лос-анджелесского отеля В«Шато-МормонВ» и
заказываю капуччино. На диване по соседству беззаботно воркуют две
прелестные молодые женщины – типичное порождение калифорнийского
гламура и культа тотального В«fine!В». Я искоса разглядываю их и
лишь благодаря этому пренебрежению хорошим тоном замечаю, как обе
они замолкают, сосредоточившись на чем-то явно существенном за моим
плечом. В одной из них я опознаю актрису Кэти Холмс… А она
опознала моего грядущего собеседника. К нам приближается Хью Лори,
и именно это заставило восторженно замолчать супругу самого Тома
Круза…
А Лори при слове В«успехВ», по его поводу употребленном, брезгливо
морщится. Он против необдуманного словоупотребления. Он утверждает:
В«У меня нет никакого успеха, мне просто сопутствовала удачаВ». И
еще: В«Чем я удачливее, тем мне страшнее. Успех заслуживают, а я
выиграл в лотерею, хотя даже билет не покупалВ».
Но он совсем не похож на испуганного человека. Хотя справедливости
ради надо сказать, что не похож и на баловня фортуны, и на
успешного профи. Лори не похож даже на просто актера – на нем нет
того отпечатка, который накладывает профессия, требующая
самодемонстрации. Хью Лори похож на человека, которому 51 год,
который вырастил троих детей, всю жизнь работал и много думал. У
которого есть привычка к размышлению, хотя он и скрывает это: как и
большинство мужчин нашего времени, он хотел бы казаться человеком
действия, а не мысли.
У Лори ясные и пронзительные голубые глаза, и от него веет
глубочайшим спокойствием – такое обычно исходит от больших,
высоких, монументальных людей. А Лори – странное дело, я не
замечала этого по В«Доктору ХаусуВ» – видится мне почти гигантом:
его рост никак не меньше 190 см, и он кажется даже выше из-за явно
астенического телосложения… Он изысканно вежлив, я бы сказала –
куртуазен: перед каждой из бесчисленных сигарет, зажженных за время
нашего разговора, он спрашивает моего разрешения закурить. Еще одна
странность: дым от его сигарет меня не раздражает. Как и интонации,
и тембр голоса, и паузы, и манеры… Хью Лори будто создан для
того, чтобы его принимали. И нет ничего плохого в том, что он пока
не научился принимать себя.
В разных жанрах
Хью Лори никогда не удовлетворялся одним актерством. Восемь лет он
писал уморительные скетчи для В«Немного Фрая и ЛориВ», потом
выпустил шпионский детектив с привкусом пародии В«Торговец
пушкамиВ» (Фантом Пресс, 2008), которым зачиталось полмира, а
теперь искрометно играет на гитаре и клавишных и поет в рок-группе
Band from TV. Группа была организована Грегом Гранбергом из сериала
В«ГероиВ» с целью благородной эксплуатации славы коллег – все без
исключения доходы от выступлений идут на благотворительные цели.
Группа уже произвела на свет несколько хитов, один из которых –
американская народная песня Good Night Irene в исполнении Лори. В
ее планах альбом, выступления расписаны на два года вперед… Так
что вряд ли мы скоро дождемся второй книги Лори – романа
В«Бумажный солдатВ», который должен был выйти три года назад, но
писатель все еще работает над ним.
Psychologies: Ваша жизнь резко изменилась, когда вам было 45.
Уехать из родной страны, жить вдали от родных – и иметь дело с
такими материями, как неоспоримый успех и всемирная слава…
Хью Лори: Слушайте, в этой моей славе есть что-то абсурдистское,
поэтому я и не доверяю ей… Не-обоснованность, немотивированность
– меня всегда это настораживало. Знаете, я жил в этом отеле чуть
не полгода, когда шел кастинг В«ХаусаВ». Все остальные члены
актерской команды, едва их утвердили на роли, нахватали ипотек на
новые дома. А я вообще не сразу понял, что Хаус – главный герой.
Я долго читал сценарий с чувством, что главным должен быть доктор
Уилсон, онколог. Человек положительный, приветливый, внимательный к
пациентам, добрый и отзывчивый. Так что когда сериал все же решено
было делать и коллеги занялись недвижимостью, я очень убежденно
сказал Дженнифер Моррисон (актриса, партнерша Лори по сериалу
В«Доктор ХаусВ». – Прим. ред.): В«Дженни, я говорю вам как
взрослый человек и отец троих детей – вы совершаете немыслимую
глупость. Нас закроют уже в этом сезонеВ». Дженни, женщина юная и
отчаянная, отвечала мне что-то типа: В«А, один раз живем!В» Для
меня было просто шоком, когда В«ХаусВ» стал рейтинговым лидером
едва не по всему миру. У меня было чувство, что я провел шесть лет
в коме, неожиданно очнулся и теперь мне хотелось поинтересоваться:
В«Елизавета по-прежнему на престоле? У нас в Британии по-прежнему
левостороннее движение? У нас все еще фунты или уже евро?В»
Собственно, я до сих пор в каком-то смысле пребываю в этом
состоянии. Хаус слишком необычен – и как сериал, и как человек.
Слишком безыллюзорен для телесериала и слишком негероичен и
дискомфортен для героя. Он не может быть поп-звездой. А стал. Я
контужен этим фактом – моя картина мира, основанная на
подозрительности, подверглась деформации.
Подозрительности?
Знаете, я принадлежу к тому типу людей, для которых стакан всегда
наполовину пуст. Я, правда, не особенно делюсь этим мироощущением
– сам нытья не люблю и стараюсь свой стакан как-то наполнять, но
чем лучше идут дела, тем более подозрительным мне кажется ход
событий. Мое кредо: если все хорошо, это лишь вопрос времени, когда
ухудшится. В«Невыносимая легкость бытияВ» – замечательное
название, гениальная формулировка и абсолютно про меня. Легкость
бытия – для меня нечто невыносимое. Меня вечно мучает вопрос:
достойно ли происходящее глубоких переживаний или надо относиться
решительно ко всему легче? Или, наоборот, для полноты ощущения
бытия надо все переживать всерьез? В отношении реальности у меня
слишком много открытых вопросов, и тенденция такова, что их
количество не уменьшается. Нам, британцам, знаете ли, свойственна
некоторая сентиментальность, чувствительность.
Именно эта чувствительность и сделала многих из нас циниками.
Самозащита, защита от собственных чувств, от болезненных
воздействий на нашу тонкую вообще-то кожу… Я балансирую над
пустотой – депрессией, пытаясь сохранить чувствительность и не
впасть в цинизм. И при этом отдаю себе отчет, что вообще-то
депрессивность моя надуманна: я не делаю ничего того, что могло бы
действовать подавляюще. Моя жизнь легка – вы заметили, что я не
шахтер? Да я даже и не актер – я никогда не учился этой профессии
и долго занимался ею на В«капустническомВ» уровне. Даже наше со
Стивом (Стивен Фрай – знаменитый британский актер и прозаик, друг
Лори. – Прим. ред.) сверх-успешное многолетнее шоу Фрая и Лори на
Би-би-си было чем-то вроде продолжения нашей не столько
театральной, сколько театрализованной деятельности в Кембридже.
Может быть, с этим связана моя депрессивность – я не готов к
побочным эффектам профессии. Ну вроде известности. Чуждое мне
состояние.
Вы действительно склонны к депрессиям?
Да, я депрессивный тип. Это началось перед университетом и успешно
продолжается, несмотря на так называемую карьеру, отцовство,
благоприятные семейные, дружеские и съемочные обстоятельства.
Почему-то я чувствую себя несчастным… Хотя на рациональном уровне
я в курсе, что у меня для этого нет никаких оснований. Но это
состояние – часть меня. Я не могу жаловаться на судьбу. У меня
нет права. И это… ужасно! Антидепрессанты вполне помогают, и я не
считаю, что они изменяют личность, – мы же надеваем свитер, когда
холодно, так что логично принять таблетку, когда… совсем холодно
и бесприютно.
Не пытались искать причины ваших депрессий?
Да, и нашел, мне кажется. Мне, видимо, не хватает и всегда не
хватало борьбы. Цели, страсти жизни. Я оступался, но у меня никогда
не было настоящих неудач. Я однажды изменил жене, что стало
достоянием публики, но адюльтер, подвергнувшийся огласке,
согласитесь, очень мещанский заменитель подлинного жизненного
провала. Жизнь не испытывала меня, вот в чем дело. Как-то я слышал
по радио интервью одного знаменитого британского писателя и
политика, а по натуре солдата и борца. Он тогда сказал, что
сожалеет лишь об одном – что ему не удалось погибнуть на войне.
Меня поразила эта мысль – в нем говорило чувство генеральной,
экзистенциальной бессмысленности существования. Ему не хватало
этого вот В«умереть заВ» – как наслаждаться плодами победы, за
которую другие умерли? Чего стоит наша теперешняя свобода? В чем
выражается моя свобода, свобода людей моего поколения? В свободе
получить равиоли в три ночи?
Что, кроме таблеток, вам помогает выйти из подобных состояний?
Бокс помогает. Дети. И Хаус. Я недавно начал боксировать. Почти
никогда с грушей. С партнером. Это больно, но ты становишься
сгустком, комком силы, который не чувствует боли. Я боксирую каждое
утро. По-настоящему – когда могу себе позволить получить фингал
или рассеченную бровь. Чаще – в режиме тренировки. Из-за съемок в
В«ХаусеВ» в настоящем боксе приходится делать перерывы. Но Хаус
тоже помогает. На него не воздействует социальность, он не прикован
к ней, он способен парить над всеми этими канонами хорошего
поведения, политкорректности, поверхностного такта.
Он – отрицание социальной гравитации. Я бы тоже так хотел. Но
всего лишь езжу на мотоцикле. Это тоже полет. Суррогат полета,
конечно. Но похоже. У меня же дети. Я их люблю, они – главное в
моей жизни. Так что не задавайте мне этот тупиковый, но
традиционный вопрос В«Что вас роднит с Хаусом?В». Что-то, возможно,
и роднило бы, если бы мне некого было любить. Но мне есть кого. А
это, между прочим, похоже на счастье. Но кто сказал, что смысл
нашего существования в достижении счастья? Сомневаюсь
Но разве такого рода сомнения не роднят вас с вашим героем?
Мне нравится в нем совсем другое. В В«Звездном путиВ» (американский
телесериал. – Прим. ред.) есть такой эпизод. Капитан Кирк смотрит
в открытый космос через люк и говорит: В«Где-то там сейчас кто-то
говорит три самых красивых слова, которые есть в любом языкеВ». Ты
думаешь, он имеет в виду В«Я люблю тебяВ». Но тут капитан уточняет:
В«Помогите мне, пожалуйстаВ». Под тремя самыми красивыми словами он
имел в виду просьбу о помощи. И прав – в ней заключена абсолютная
красота, ведь за ней – естественный и благородный контакт
человеческих существ. Вот это мне и нравится в В«ХаусеВ» – там
повсюду просьба о помощи, они исходят от всех героев, а от Хауса,
может быть, в большей степени.
Не в этом ли ваша версия счастья?
Возможно. Но важно еще и преодоление, счастье испытания. На
40-летие жена подарила мне прыжок с парашютом. То есть я ходил на
тренировки, а потом должен был прыгнуть. Но в день X, когда мы
поднялись в воздух, выяснилось, что ветер слишком силен и таким
олухам, как мы, любители, прыгать нельзя. Мы вернулись на землю.
Интересная деталь: женщины из нашей группы были расстроены, а все
как один мужчины – и я не исключение – вздохнули с облегчением.
Но так или иначе все мы оказались там, чтобы испытать себя, чтобы
преодолеть. Чтоб знать о себе, смогу ли я действительно прыгнуть в
никуда, когда на высоте этот парень-инструктор откроет дверь и
скажет: В«Давай!В» Получается, что я так и не смог: тогда прыжок
отменился, потом отложился, а потом уж было и вовсе не до того. И
получается, я боюсь падений. Возможно, из тщеславия. А может, из
дефицита витальной энергии. Но все это вкупе делает меня тщеславным
пессимистом
В идее преодоления как смысла существования звучит что-то очень
британское – завоевательное, колониалистское. К тому же вы
сыграли Берти Вустера и прочих английских аристократов. Так до
какой степени вы англичанин, со всем этим национальным комплектом:
иронией, снобизмом, тщательно скрываемым В«золотым сердцемВ»,
страстью к покорению новых пространств, желанием побеждать,
напористостью и благовоспитанностью?
То есть до какой степени мне свойственно англичанство? Знаете, мне
в чем-то симпатичны британские футбольные болельщики. Как известно,
самые злостные из всех. Потому что они опровергают этот ваш миф об
англичанине, колонизаторе в пробковом шлеме. Я не верю в
национальный характер в современном мире. Я верю только в акцент.
Для того чтобы стать стопроцентным американцем Хаусом – со всем
его опытом исторических и культурных разочарований, он же все-таки
живет в эпоху политкорректности и пост-классовости, – мне надо
было обмануть… язык.
Но вы получили подлинно британское воспитание: пресвитерианские
аскетические ценности в семье, потом школа – престижный Итон,
потом Кембридж…
А мне кажется, что важно другое. Я вырос в семье врача и
спортсмена. Мой отец был невероятно деликатным, невероятно
воспитанным человеком, врачом, исключительно преданным своим
пациентам, подлинным атлетом – он ведь выиграл золотую медаль по
парной гребле на Олимпийских играх в Лондоне в 48-м. И я хотел быть
похожим на него и также занимался греблей, довольно серьезно.
Подруга моей юности Эмма Томпсон тут недавно сказала: В«Слушай, я
вспоминаю тебя тогдашним и не верю своим глазам – ты был
огроменВ». Да, гребля – силовой вид спорта. Я был огромен.
Отчасти поэтому меня и в Кембридж взяли – спортивная форма
впечатляла. Но я хотел быть похожим на отца и одновременно отрицал
его – и его тактичность, и его честность.
Я был дурным подростком, этаким противным тинейджером… Но все мы
обречены осознавать себя лишь ухудшенной версией своих отцов… И
вот чем кончилось: притворяясь врачом Хаусом, я зарабатываю в
десять раз больше, чем зарабатывал бы он, будь он жив. Журналисты
спрашивают, не жалко ли мне, что отец умер еще до В«ХаусаВ». Нет,
не жалко – возможно, мне было бы стыдно за это притворство. Но
мне жаль, что отца нет в живых. Я так и не смирился с его смертью,
мне не хватает его – и этой его деликатности, и чистоты, и
преданности.
Незадолго до его смерти я уехал в США, сниматься в В«Стюарте
ЛиттлеВ», кажется. Я знал, что он чувствует себя плохо, но решил не
ездить к нему и не прощаться подробно. И сделал это вполне
сознательно: я не хотел его… отпускать, не хотел давать ему
разрешение уйти. У него должно было В«висетьВ» это дело –
встретиться со мной. И я толком не попрощался. Сейчас жалею об
этом. Но не исключено, что сделал бы то же самое, если бы ситуация
повторилась.
А вообще вы считаете, стоит оставлять незавершенные дела? В жизни
есть смысл в открытых финалах?
Жизнь сама оставляет финалы открытыми. Для меня явный пример –
моя мать. Она была женщина, страдающая перепадами настроения, со
странностями – например, по-моему, первой в Европе начала реально
воплощать в жизнь В«зеленыеВ» идеи: собирала макулатуру по соседям
и сдавала… Она пре-зирала идею, что жить надо ради счастья, что
надо его непременно достичь. Она терпеть не могла само слово
В«комфортВ». Она враждебно относилась к сантиментам, к проявлениям
нежности, слезы просто ненавидела. В качестве реакции на наши
детские слезы могла сказать: В«Сырость не разводи!
У нас были странные отношения: мне казалось, что она слишком
многого от меня ждет, видит во мне нечто, чему я никогда не смогу
соответствовать. А я только и делал, что разбивал образ идеального
себя: в школе врал, всерьез учиться играть на фортепиано отказался.
Стал актером-самоучкой, а не врачом, как отец, – как она
хотела… Наши отношения не были безоблачны, и мне казалось, в
целом я ее разочаровал. Но после ее смерти брат рассказал, что я,
оказывается, был материнским любимцем, что она гордилась моими
сценическими опытами… Но ее уже нет, мне некому сказать то, что
теперь хочется. Финал так и остался открытым.
Переезд в США не сделал вас меньшим пессимистом? Ведь все-таки
принято считать, что Америка – страна
оптимистов-жизнестроителей.
Послушайте, когда я закрываю за собой дверь у себя в Англии, я
вхожу в свою крепость. В солидное каменное вместилище жизненных
основ. А когда я хлопаю дверью в доме в Лос-Анджелесе, содрогаются
стены! Здесь все хлипко, все временно, никто и не думает о
постоянстве. Здесь строят, но так, не зацикливаясь, чтобы было
удобно сейчас. В целом мне нравится этот американский принцип жизни
– fast & easy (легко и быстро. – Прим. ред.). Нечего заявлять
миру о себе как о чем-то непреходящем!
Но как, имея склонность к депрессии, вы столько лет играли в
комедиях и сами писали сценарии комедий и скетчи, то есть смешили
людей?
Да ведь я всего лишь депрессивный тип, а не мизантроп. Мне нравятся
люди. И они знают об этом – никто обо мне не скажет дурного
слова. Поэтому дурное я говорю о себе сам.
подготовила Виктория Белопольская, Вероника Паркер / FAMOUS
FEATURES
PSYCHOLOGIES №54