Художник Николай Ге: картинки с выставки
drugoi — 17.11.2011В залах Третьяковской галереи, расположенных в Доме художника на Крымском валу, уже месяц идет выставка работ Николая Николаевича Ге — одного из наиболее значимых, своеобразных и эмоциональных русских художников второй половины XIX века. В конце июня я рассказывал почти детективную историю того, как Третьяковка получила из Швейцарии коллекцию графики Ге, купленную для галереи спонсором выставки — банком ВТБ. Теперь мне осталось показать небольшой фоторепортаж о самой выставке и об одном открытии, сделанном специалистами отдела научной экспертизы галереи во время подготовки к ней.
«Визитная карточка» художника — картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (1871). Многие помнят эту работу из школьного курса и на этом, собственно, творчество Ге для них и заканчивается. На самом деле, Николай Ге написал целый ряд куда более значимых полотен и для искушенного зрителя известен совсем другой своей стороной. Прекрасно, что на такой выставке можно окинуть одним взглядом весь путь художника в его развитии.
Я был на выставке в субботу и порадовался, как много народу пришло — в кассу стояла длинная очередь и оба выставочных зала были полны посетителями. Это, в основном, люди в возрасте, но встречались и молодые, что особенно приятно.
Стенды с той самой графикой, вернувшейся на родину художника из Швейцарии.
На особом месте — портрет Льва Толстого, 1884 год. Николай Николаевич был последователем религиозно-философского учения великого писателя, его близким другом.
Совершенно гениальная, на мой взгляд, работа из всего т.н. «страстного цикла» — «Голгофа», 1893 года.
Мерцающее холодным лунным светом потрясающее полотно «Совесть. Иуда», 1891 год.
Кульминация евангельской темы выставки — привезенная из парижского музея Орсе «Голгофа», 1892 года.
Заглавная картина выставки «Что есть истина? Христос и Пилат», 1890 год. С этой работой и связана история научного открытия, которое было сделано во время подготовки к выставке.
О том, что под изображением разговаривающих между собой Христа и Понтия Пилата скрывается другая картина, искусствоведы догадывались давно.
Татьяна Карпова, куратор выставки:
— Из воспоминаний о художнике мы знали, что Ге написал картину «Что есть истина?» в 1890 году поверх картины «Милосердие» 1879 года. В 1880 году он показал ее на восьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Ге уже тогда жил на хуторе Ивановском Черниговской губернии и давно не представлял свои работы публике. Эту картину все очень ждали, но критики ее не приняли, высказывания в прессе по ее поводу были очень резкими и издевательскими. Были, правда, и противоположные оценки работы Ге: «Милосердие» понравилась Павлу Третьякову. Он картину не купил, но позже в переписке с Толстым отмечал как удачу художника.
После выставки, удрученный и оплеванный критиками, Ге увез картину на хутор. Она долго стояла там в мастерской. Прошло 10 лет, он, видимо, и сам охладел к этой работе, и в 1890 году записал ее картиной «Что есть истина?» и таким образом уничтожил ее. Мы знали об этом, но хотели проверить и опубликовать в каталоге эту информацию как безусловную.
От «Милосердия» осталась всего одна черно-белая репродукция из альбома, сделанного к открытию выставки передвижников. На картине была изображена девушка, протягивающая Христу кружку с водой. Во время реставрационных работ перед открытием выставки к исследованию картин Ге подключились специалисты отдела научной экспертизы Третьяковки — отдела, без которого полноценная работа такой галереи невозможна. Эксперты оценивают возможность дальнейшей работы реставраторов с произведением искусства, его подлинность. На картине «Что есть истина?» рядом с головой Пилата четко просматривается потемнение, за которым угадывалось изображение головы человека. С этого и начали исследование картины.
Лидия Ивановна Гладкова, заведующая отделом научной экспертизы Третьяковской галереи, один из лучших российских специалистов в экспертизе произведений искусства:
«Работа эксперта в Третьяковского галерее — сродни работе археолога. Только если последние орудуют кисточкой и лопатой в поиске пропавших городов, то вторые используют микроскопы и рентген, чтобы найти «пропавшие» элементы под верхним красочным слоем картины. Переоценить эту экспертизу для музея сложно — небольшая ошибка здесь может привести к уничтожению авторского красочного слоя при вполне безобидной реставрации.
Исследовать большую картину в Третьяковской галерее — настоящая проблема, что связано с техническими возможностями отдела. Перенести в лабораторию полотна большого размера не представлялось возможным, поэтому решили проводить исследования в экспозиционном зале. Первое что сделали — провели пробную рентгеновскую съемку. Рентгенографирование — это довольно трудоемкий процесс: картина кладется на большие подставки живописным слоем вниз, чтобы подрамник не мешал съемке.
Само исследование происходило поэтапно. Для начала исследовали головы Пилата и Христа и участок в центральной верхней части холста. На полученных рентгенограммах мы смогли совершенно точно определить скрытый красочный слой, который не связан с видимой композицией. Следом стали делать рентгенограммы всей картины. Это был сложный процесс — не пропустить ни один фрагмент, чтобы потом мы могли их собрать, и на выходе получилась целая картина.»
Лидия Ивановна Гладкова:
«Всего мы сделали тридцать три снимка. После этого началась настолько интересная и занятная работа, что хотелось как можно быстрее получить результат. Сборка рентгенограмм производилась, в основном, на компьютере. В результате долгой и кропотливой работы мы смогли четко выделить женскую фигуру нижнего красочного слоя (прежде всего, складки платья и руку, прижатую к груди) воспроизведенную на фотографии картины «Милосердие». Рентгенографическое исследование установило, что платье написано со значительным количеством белил, рентгенофлуоресцентный анализ определил их как свинцовые.
Кстати, еще до рентгенограмм, мы исследовали картину под микроскопом. На участках, где были видны достаточно большие разрывы красочного слоя, обнаружили другой колорит. Видимый красочный слой коричневого оттенка, а под ним – зеленые, оранжевые и голубые тона. Это подтвердило наши ожидания, что внизу находится пейзаж с зеленой листвой. Мы зафиксировали это с помощью макрофотосъемки. Я не уверена, что Н.Н. Ге сразу написал «Милосердие», скорее всего, переписывал его. Проведенные исследования показали, что голова Христа, изображенная на нижнем красочном слое, была удалена автором. На наше счастье, художник не счистил картину полностью, что и позволило нам ее обнаружить.»
Исследования эксперты отдела проводили с помощью вот этого, скажем прямо, не самого нового рентгеноскопа.
Лидия Ивановна Гладкова:
«В итоге мы объединили все наиболее читаемые фрагменты и получили конкретный материал, который доказывает, что картина «Что есть истина?» была написана художником по картине «Милосердие». Из литературы известно, что у Ге абсолютно не выходило лицо Христа, он никак не мог противопоставить его образ надменному Пилату. Все время думал, как должны смотреть глаза, каким делать поворот. На этом холсте лицо Христа написано поверх девичьего. Художник оставил его и стал преображать мазками, фактурой. На этом участке красочный слой «сморщенный», образовалось так называемое сгрибливание, видимо, художник очень спешил и не давал краскам просохнуть.
Срок исследования был ограничен двумя месяцами, наш график работ был связан с графиком работ реставраторов. Ввиду того, что одновременно с нами параллельно проводились работы по исследованию других картин Ге, этот срок оказался очень мал, но, несмотря на это, мы смогли получить результаты и фактически подтвердить наличие картины «Милосердие».
Лидия Ивановна Гладкова:
«Невозможно разделять художников по сложности работы. Мы собираем данные по технике живописи того или иного мастера: холст, грунт, рисунок, красочный слой, лаковый покров. Выявляем метод работы художника, его индивидуальный почерк. Это важно для экспертизы, так как ряд технологических признаков помогает в сложных случаях при определении авторства.»
Выставка работ Николая Ге в здании Третьяковской галереи на Крымском валу открыта до 5 февраля. Приходите, это стоит увидеть своими глазами.
Спонсор выставки — банк ВТБ.
Специально для проекта ВТБ — России.
Фотографии: © drugoi/Рустем Адагамов
Текст: Рустем Адагамов, Пётр Сейбиль
|
</> |