ХУДОЖНИК МАТИС И ИЗЕНГЕЙМСКИЙ АЛТАРЬ


Часть 2.
Госпитальное братство святого Антония, или Орден антонитов было основано в 1089 году на средства богатого французского дворянина Гастона де Валуара, который вымолил выздоровление своего сына Герена от антонова огня перед мощами святого Антония в Ла-Мот-о-Буа. Антонов огонь, или эрготизм — это отравление алкалоидами спорыньи, попавшими в муку из зёрен ржи и некоторых других зараженных злаков. В Средние века эта проблема была весьма распространенной и серьезной, поскольку в некоторые годы из-за особенностей погодных условий (низких температур и высокой влажности) возникало сильное заражение посевов спорыньёй, а употребление хлеба из зараженного зерна часто становилось причиной эпидемий. Эрготизм проявляется весьма неприятными симптомами – тошнотой и поносом, головокружениями, галлюцинациями и, самое ужасное, болезненными судорогами, спазмами глотательных мышц и повторяющимися ритмичными ми руками.


Но с того времени, как Гастон де Валуар открыл действенный способ излечения от эрготизма – молитву перед мощами или образом святого Антония, лечением таких больных и стало занимался основанное им Братство, первым гроссмейстером которого стал излечившийся чудесным образом его сын Герен де Валуар. Затем, в начале 13 века, братство трансформировалось в монастырский орден, а его гроссмейстер стал именоваться аббатом и генералом всех монастырей ордена, и получил постоянное местожительством в Сент-Антуан-л’Аббеи. Помимо того, что монастыри в неблагоприятные периоды раздавали всем нуждающимся качественное зерно, там принимали заболевших, и по мере возможностей облегчали их страдания. Так что при монастыре антонитов непременно строилось и здание для госпиталя. Вот для такой госпитальной церкви монастыря антонитов в Изенгейме Матису Грюневальду и был заказан алтарь.


Изенгеймский монастырь антонитов находился на древней римской дороге, соединявшей земли Майна с Базелем, по которой паломники направлялись в Сантьяго-де-Компостелу и Рим. Вероятнее всего он был основан во второй половине 13 века, между 1250 и 1290 гг. Известно, что его первым прецептором (настоятелем) стал некто Хумберт де Брина, и ему подчинялись общины антонитов в Базеле, Страсбурге, Шпайере, Вормсе, Вюрцбурге и Бамберге. На протяжении двух столетий в руководстве монастыря чередовались немцы и французы, община постепенно развивалась, переживая взлеты, но также и сложные времена, Ее расцвет пришелся на вторую половину 15 века, когда настоятелем Изенгеймского монастыря стал Жан д'Орлье (он же Иоганн Орлиако).


Помимо всего прочего Жан д'Орлье в 1470-годах поручил знаменитому живописцу Мартину Шонгауэру, который тогда работал в Кольмаре, роспись алтаря. По имени заказчика этот образ именуется алтарем Орлье (или алтарем Орлиако). Известно, что к концу своего пребывания в должности Жан д'Орлье планировал заказать (возможно, тому же Шонгауэру) ретабль для главного алтаря церкви изенгеймской прецептории. Однако в июне 1490 года он по неизвестной причине сложил с себя полномочия, и это проект остался нереализованным.

Есть версия, что именно Жан д'Орлье в 1572 году заказал Шонгауэру знаменитую гравюру «Искушение святого Антония». Кроме того, считается, что Мартин Шонгауэр и Жан д'Орлье успели приступить к совместной разработке концепции главного алтаря для церкви антонитов в Изенгейме, а многие гравюры Шонгауэра конца 15 века создавались в качестве эскизов для скульптурной части ретабля.

После ухода д'Орлье, в 1490 году, настоятелем монастыря и генеральным прецептором стал Гвидо Гверси (судя по гербу с геральдическими лилиями, возможно, имевший некоторую родственную связь с Капетингами или Валуа), который вскоре после своего вступления в должность начал активные строительные работы: перестройку сакристии и церковных сводов, расширение главного и боковых нефов, возведение западного фасада и колокольни. Гверси заказал множество новых живописных произведений для монастыря, а также литургических предметов и одеяний.
Именно Гверси и решил завершить проект главного алтаря, задуманный еще Жаном д'Орлье, для чего и пригласил художника Матиса Готхарда Нитхардта. Ранее, в 1485 году Жан д'Орлье заказал у резчика Николаса Хагенауэра новые деревянные скульптуры для нового алтаря. По какой причине было решено заменить только что законченный алтарь Орлиако, доподлинно неизвестно. Немецкий историк искусства Цирманн предположил, что к этому времени алтарь Орлиако уже считался устаревшим.
Также неизвестно, почему выбор Гверси пал именно на Грюневальда, художника, практически совершенно неизвестного за пределами Ашаффенбурга.
Гверси скончался в феврале 1516 года, к тому времени Матис Грюневальд уже вернулся в Ашаффенбург, так что очевидно, что его часть работы была к этому времени завершена. Однако неизвестно, был ли Изенгеймский алтарь установлен при жизни Гверси, или же работы завершали уже при следующем настоятеле Антуане де Ланжаке.
Продолжение следует…