­
­

ИСТОРИЯ МАРИИ ВАН ОСТЕРВЕЙК

топ 100 блогов nikonova_alina26.08.2024
Питер Леерманс. Портрет Марии ван Остервейк (?) в образе Марии Магдалины
Питер Леерманс. Портрет Марии ван Остервейк (?) в образе Марии Магдалины

Часть 3.

        Искусствоведы считают, что лучший период в творчестве Марии ван Остервейк пришелся на 1680-е годы, то есть на тот период, когда художнице было уже за пятьдесят лет. Ее работы этого времени отличались большой точностью и тщательностью в изображении цветов, которые она изучала и зарисовывала в Ботаническом саду Амстердама. Она также часто использовала фрукты и насекомых, чтобы оживить свои картины, придать натюрмортам определенную динамику. Кроме того, отличительной особенностью работ ван Остервейк оказались ее автопортреты, которые она включала в отражения на боках серебряных ваз. Скорее всего этот прием она переняла у одного из своих наставников Абрахама ван Бейерена.

Мария ван Остервейк. Цветочный натюрморт. ок.1675
Мария ван Остервейк. Цветочный натюрморт. ок.1675

        Работы Марии ван Остервейк изначально были исключительно очень богаты деталями.  Художница использовала яркие цвета и иногда демонстрировала удачное использование приемов светотени. Она часто рисовала темные фоны, что увеличивало яркость и контрастность первого плана. Несмотря на то, что некоторые искусствоведы отказывают Марии в профессионализме, называя ее талантливой любительницей, тем не менее считается, что помогла преобразовать жанр цветочного натюрморта, рисуя реалистично в манере, похожей на голландскую традицию обманок 16 века. Проблема, скорее всего заключалась в том, что Мария работала очень тщательно, но медленно, и по этой причине оставила после себя очень небольшое творческое наследие. Но это ни в коей мере не умалает ее высочайшего профессионализма, и скорее вспго говорит лишь о предвзятом отношении к женщине-художнице, которая предпочла посвятить себя искусству. Во всяком случае, в профессионализме Яна Вермеера, который также работал очень медленно, никто почему-то не сомневается.

Мария ван Остервейк. Натюрморт с цветами в стеклянной вазе
Мария ван Остервейк. Натюрморт с цветами в стеклянной вазе

        Художница блестяще владела символическим языком своего времени, и детали ее картины отражают темы, типичные для голландских натюрмортов 17-го века: тщеславие, непостоянство, вера и желание посвятить себя Богу. Ее картины vanitas включают объекты, символизирующие эфемерную природу жизни: черепа, песочные часы, книги, глобусы, недоеденную еду, деньги, насекомые, увядшие листья и цветы. Но при этом одновременно в свои натюрморты ван Остервейк включает и символы воскресения и надежды, что лишает картины ощущения безнадежности, типичного для многих работ современников художницы.

Мария ван Остервейк. Vanitas/ jr/1665
Мария ван Остервейк. Vanitas/ jr/1665

        Мария ван Остервейк была очень религиозна, именно поэтому считается, что символика ее натюрмортов теснейшим образом связана ее личными убеждениями. Так, подсолнух символизирует обращение к Богу, а виноград является символом Евхаристии. Даже цвета имеют особое значение: белый обозначает невинность, желтый – божественность, а красный символизирует мученичество.

Бабочка адмирал
Бабочка адмирал
Мария ван Остервейк. Букет цветов в вазе
Мария ван Остервейк. Букет цветов в вазе

        Во многих своих работах Мария ван Остервейк повторяет излюбленные детали и мотивы. Например, в большинстве ее картин присутствует бабочка адмирал. Она может сидеть на стебле цветка, на краю стола, сбоку на вазе или на книге. Бабочка символизировала человеческую душу, Воскресение Христа, но также используется для привлечения внимания зрителя.

Мария ван Остервейк. Натюрморт с цветами, насекомыми и ракушкой. 1689
Мария ван Остервейк. Натюрморт с цветами, насекомыми и ракушкой. 1689

       В 1689 году ван Остервейк создала свою последнюю известную картину, «Натюрморт с цветами, насекомыми и ракушкой», который в настоящее время находится в коллекции в Кенсингтонском дворце в Лондоне. Эта картина была приобретена для королевской коллекции во время правления королевы Анны вместе с еще одним натюрмортом ван Остервейк.

Ойтдам. Современный вид
Ойтдам. Современный вид

        В 1690 году в возрасте шестидесяти лет Мария ван Остервейк решила, что может уйти на покой. С этого времени она перестала рисовать и предпочла вести уединенный образ жизни. При этом она никогда не разрывала связей с семьей. Она периодически посещала своего брата Ламберта, который был мэром в одном из городов провинции Южная Голландия, а в начале 1690-х, распродав оставшиеся картины, переехала в город Ойтдам, где ее двоюродный брат Якобус ван Ассендельфт служил проповедником. 

         Биографы Марии предполагают, что совсем живопись она все же не забросила, и в 1690-х годах написала несколько небольших картин «для себя».

        Мария ван Остервейк ушла из жизни 12 ноября 1693 года в Уитдаме и была похоронена на местном кладбище. Ее могила, к сожалению, не сохранилась.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Восточной конференции становится все ясно.  Стоило ястребу ударить своих соперников 15 раз подряд, претендентов загнать его обратно в клетку почему-то не нашлось. Хваленый «Салават Юлаев», которому регулярка всегда была нужнее – ...
Для тех, кто живёт в дне сурка и испытывает массу непередаваемых ощущений, предлагаю сменить таблетку отвлечься от этого порочного беличьего колеса и посмотреть на дружелюбного ...
Вышли свежие основные экономические и социальные показатели РФ 1-го полугодия 2017 года к аналогичному периоду 2016 года: Росстат . Несмотря на позитивные макроэкономические показатели, рост ВВП и пром- и сельхозпроизводство, достигнутые путем изменения методик подсчета, и рост ...
Был в хозтоварах. Видел утюги с пятизначным ценником. Хз, мож там у них какое-нибудь спутниковое позиционирование - не спрашивал. А в стиральных машинах сейчас вайфай. Да, тот самый вайфай, который в телефонах. Очень удобно. ХЗ, чем удобно, но, говорят, ...
Сейчас, когда вы читаете данные строки, 350-метровая радиотелевизионная мачта в Галиче доживает последние минуты. Территория вокруг нее оцеплена, оттяжки будут обрезаны и конструкцию подорвут. В будущем на месте недостроенного телерадиоцентра возведут современную передающую станцию. Нам ...