Художник Мартин ван Майтенс. Семейные портреты графа Палфи фон Эрдёда и
n_dank — 07.02.2022 Мартин ван Майтенс младший (1695 — 1770)Семейный портрет Николауса VIII Графа Палфи фон Эрдёда (ок. 1760)
Размер: 333 x 283 см. Вместе с рамой: 353,5 × 303 × 7,5 см.
Фото 2017 года, Бельведер, Вена.
Моя фотография с названием картины (на некоторых ресурсах пишут, что это портрет Марии Терезии с семьей, это ошибка)
В сети есть изображение в большом разрешении. По ссылке картинка на 9,8 MB:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Martin_van_Meytens_d._J._-_Die_Familie_des_Grafen_Nikolaus_P%C3%A1lffy_von_Erd%C3%B6d_-_4055_-_%C3%96sterreichische_Galerie_Belvedere.jpg
Мартин ван Майтенс младший (Martin van Meytens; Стокгольм, 1695 — 1770, Вена) — австрийский художник-портретист голландского происхождения эпохи барокко. Его отец переселился из Гааги в Швецию, где стал придворным художником. Первые уроки живописи Мартин получил у своего отца. Первоначально учился на художника-миниатюриста. Являлся учеником своего соотечественника Шарля Буа (1662–1727), быстро достиг большой известности в технике эмали. Для совершенствования своего мастерства объездил ряд столиц европейских государств: в 1714 году он посетил Лондон, в 1717 — Париж и в 1721 — Вену, провел длительный период обучения в Италии (1723—1729, Рим, Турин). Пишут: русский царь и шведский король пытались заманить Мейтенса младшего к своим дворам, но он остановил свой выбор на Вене (Auch der russische Zar und der schwedische König versuchten Meytens an ihre Höfe zu locken, doch er entschied sich für Wien). С 1730-го работал в Вене, поступил на службу к Габсбургам и смог добиться успеха в качестве портретиста при дворе. Помимо портретов аристократов и государственных деятелей, Мейтенс написал множество портретов других художников. Императрица Мария Терезия высоко оценила его заслуги, в 1759 году Мейтенс был назначен директором венской Академии изобразительных искусств и занимал эту должность до своей смерти в 1770 году.
Несколько слов о великолепном парадном семейном портрете.
Николаус VIII Граф Палфи фон Эрдёд (Nikolaus VIII. Graf Pálffy von Erdöd, 1710–1773).
Речь о графах Австро-Венгрии и о Габсбургах. Любой дворянин, проживавший на управляемых Габсбургами владениях, тот, кто был обязан своей верностью династии и императору, считался частью австрийской аристократии. Это относилось к любому представителю венгерской, чешской, польской, хорватской и другой знати в габсбургских владениях.
На венгерский манер имя графа Николауса Палфи фон Эрдёда звучит как Миклош Палфи фон Эрдёд: Miklos Palffy de Erdöd (1710–1773). Он являлся внуком знаменитого фельдмаршала и Палатина Венгрии Николауса VI Графа Палфи фон Эрдёд (Миклош Палфи, 1657–1732).
Парадные семейные портреты обычно заказывают по какому-то важному случаю, зачастую, они связаны с неким значительным событием в жизни семьи. На мой взгляд, таким событием в жизни графа стало награждение династическим орденом, одной из самых древних и почётных наград Европы – в 1759 году граф был награжден Орденом Золотого руна. В Списке рыцарей ордена Золотого руна (Liste der Ritter des Ordens vom Goldenen Vlies) он числится под номером 751, а его дед под номером 619 (дед был награжден в 1712 году).
Портрет датируется ок. 1760 г.
Мейтенс всё-таки прежде всего миниатюрист. Интересно рассмотреть вариант ордена в 1759 году. Справа: Австрийский вариант знака ордена, начало XIX века.
Граф Миклош Пальфи VIII изображен со своей супругой и пятью детьми. В 1733 году граф женился на Марии Анне графине фон Альтан: Maria Anna Sidonia Ernestine von Althan (1715–1790).
О карьере графа цитата:
wurde 1732 K. k. Kämmerer, zwei Jahre später Oberhofmeister und 1745 geheimer Rat am Kaiserhof. 1751 Obergespan des Pressburger Komitats, war er 1758–62 ungarischer Hofkanzler und 1765 Judex Curiae.
Дети © geni.com:
Слева, в охотничьем костюме и с ружьем, изображен старший сын и наследник Karl Josef Hieronymus (вообще-то сестра Мария Антония старшая). Рядом два пса символизируют преданность и верность. Овечка рядом с Франциской символизирует чистоту и невинность. Огромный мощный дуб на втором плане является символом семейного генеалогического древа.
Я попробовала сфотографировать блеск и великолепно прописанные детали. Изображение можно величить.
Незабудки носят аналогичное название и на немецком: Vergissmeinnicht. Название подразумевает нежное любовное прощание с надеждой на новую встречу. Но маленький голубой цветок может также символизировать единство и сплоченность (Zusammengehörigkeit) в семье.
Прописана даже едва заметная глазу вышивка на чулках графа и ажурный фистонный край платья с дырочками.
Портрет семейства графа (пишут) нынче недоступен для просмотра. В сети популярны прежде всего портреты Марии Терезии кисти Мартина ван Майтенса. Семейный портрет дело сложное и ответственное.
Императрица Мария-Терезия в кругу семьи (1754). Шёнбрунн. Художник Мартин ван Майтенс.
Цитата: Füllig geworden war sie, weil sie 1756, mit 39 Jahren, bereits sechzehn Geburten hinter sich hatte. (с) биограф Barbara Stollberg-Rilingers
Биограф пишет, что фигура красавицы-императрицы приобрела полноту потому, что к 1756 году, к своим 39 годам, уже рожала шестнадцать раз. На картине императрице 37 лет.
Ещё одна, более поздняя, работа Мартина ван Майтенса.
Franz I. Stephan und Maria Theresia mit elf Kindern (1764/1765) Martin van Meytens d. J.
Местонахождение: Kunsthistorisches Museum Wien, Gemäldegalerie.
Изображение, к сожалению, выглядит плоским, даёт только общее представление, но вышивку на чулках можно разглядеть)
|
</> |