Художественное наследие живописца Константина Аполлоновича Савицкого
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
6 июня в 1844 году родился Константин
Аполлонович Савицкий, замечательный русский живописец
бытового жанра, академик, действительный член Императорской
Академии художеств, педагог, первый директор Пензенского
художественного училища.
Отец советского живописца, академика Академии художеств СССР
Г.К.
![Ð. Ð. ÐÑандковÑкий. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð. Ð. СавиÑкого. 1902, Ñ
олÑÑ, маÑло. 133 à 84,5 Ñм ТÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ, ÐоÑква Ð. Ð. ÐÑандковÑкий. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð. Ð. СавиÑкого. 1902, Ñ
олÑÑ, маÑло. 133 à 84,5 Ñм ТÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ, ÐоÑква](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-8014a5.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6643ab88693894075cb11436_6643ac295a18206870a4689e/scale_1200)
![ÐонÑÑанÑин ÐÐ¿Ð¾Ð»Ð»Ð¾Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡Ð°Ð²Ð¸Ñкий, замеÑаÑелÑнÑй ÑÑÑÑкий живопиÑÐµÑ Ð±ÑÑового жанÑа, академик, ÐонÑÑанÑин ÐÐ¿Ð¾Ð»Ð»Ð¾Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð¡Ð°Ð²Ð¸Ñкий, замеÑаÑелÑнÑй ÑÑÑÑкий живопиÑÐµÑ Ð±ÑÑового жанÑа, академик,](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-53bc6b.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/2274/4NgVSziSwO4.jpg)
Выходец из семьи военного врача, Константин художественное образование получил в Императорской Академии художеств, посещая ее классы первоначально в качестве вольноприходящего слушателя, а затем с 1864 года как полноправный академист.
За время обучения был награжден шестью малыми и большими серебряными медалями. Состоял стипендиатом императора Александра II, совершенствовался в Париже. После возвращения на родину в 1874 году Савицкий написал свое первое значительное произведение «Ремонтные работы на железной дороге», эту картину приобрел известный меценат и собиратель произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков.
![СавиÑкий ÐонÑÑанÑин ÐполлоновиÑ: РемонÑнÑе ÑабоÑÑ Ð½Ð° железной доÑоге. 1874 ХолÑÑ, маÑло. 100 x 175 Ñм ÐоÑÑдаÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¢ÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ, ÐоÑква СавиÑкий ÐонÑÑанÑин ÐполлоновиÑ: РемонÑнÑе ÑабоÑÑ Ð½Ð° железной доÑоге. 1874 ХолÑÑ, маÑло. 100 x 175 Ñм ÐоÑÑдаÑÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¢ÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ, ÐоÑква](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-b287a6.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6643ab88693894075cb11436_6643ae621d126a7d3837e81e/scale_1200)
В середине 1870-х годов художник вступил Товарищество передвижных художественных выставок и с тех пор стал его постоянным участником.
Главные произведения Савицкого изображают различные сцены из русского национального быта «Встреча иконы» (1878), «Темные люди» (1882), «Поймали беглого» (1883), «Спор на меже» (1884), «Отправка новобранцев на войну» (1888) и «У мирового судьи».
Благодаря этим картинам творчество художника стало широко известно различным слоям российского общества.
![ÐонÑÑанÑин СавиÑкий ÐонÑÑанÑин СавиÑкий](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-e4d363.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6643ab88693894075cb11436_6643bce6cb8b075e23a9b735/scale_1200)
Картина "Спор на меже" была задумана художником в 1892 году под впечатлением аграрных волнений. Савицкий изобразил момент горячего спора крестьян с помещиком, урезывающим крестьянские наделы. Доведенные до отчаяния, крестьяне дружно защищают свой кусок земли от приехавших властей. Образы крестьянок и начальников очень жизненны. До боли трогает стремящаяся убедить начальников в своей правоте старуха.
![СавиÑкий Ð.Ð.: С неÑиÑÑÑм знаеÑÑÑ, 1879, ТÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ, ÐоÑква СавиÑкий Ð.Ð.: С неÑиÑÑÑм знаеÑÑÑ, 1879, ТÑеÑÑÑковÑÐºÐ°Ñ Ð³Ð°Ð»ÐµÑеÑ, ÐоÑква](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-4260db.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/2274/KTJwe3wAcjk.jpg)
В период 1891-97 годов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1897 году был назначен директором открывшейся в Пензе рисовальной школы, позже преобразованной в художественное училище. Савицким была разработана собственная программа обучения, внесены изменения в планировку здания, лучшие выпускники Училища зачислялись без экзаменов в Императорскую Академию художеств.
![СавиÑкий Ð.Ð.: ÐÑеÑ, 1896 СавиÑкий Ð.Ð.: ÐÑеÑ, 1896](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-0c017a.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/2274/k3VtfpQSgb4.jpg)
Взволнованный, отчаявшийся отец, с упрямым намерением вымолить у Господа больного ребёнка. Второе название полотна – «С больным ребёнком перед чудотворной иконой». Оба названия, и лаконичное однословное, и развёрнутое, являются очень глубокими по своему содержанию.
![СавиÑкий Ð.Ð.: Ðа войнÑ. 1888 ХолÑÑ, маÑло. 207 x 303 Ñм ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ð ÑÑÑкий мÑзей, С.-ÐеÑеÑбÑÑг СавиÑкий Ð.Ð.: Ðа войнÑ. 1888 ХолÑÑ, маÑло. 207 x 303 Ñм ÐоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ð ÑÑÑкий мÑзей, С.-ÐеÑеÑбÑÑг](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-45bbe6.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/2274/M2KTuSqHSyU.jpg)
Наиболее значительным произведением Савицкого 80-х годов была картина "На войну". Начата она была под впечатлением русско-турецкой войны. Первый вариант картины был неудачным, подвергся критике и художник изрезал её на куски. Композиционные недостатки Савицкий учел во втором варианте.
![Художественное наследие живописца Константина Аполлоновича Савицкого Художественное наследие живописца Константина Аполлоновича Савицкого](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-e52171.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6643ab88693894075cb11436_6643b93a1d126a7d3845e518/scale_1200)
В картине передана правдивая сцена, взволновавшая художника, бывшего её свидетелем. Переживания народа переданы художником глубоко и искренне, без малейшего желания произвести эффект. Изображая проводы новобранцев, Савицкий запечатлел в картине сцену в начале платформы у железной дороги, которая уходит по диагонали слева направо. Поезд уже подан, идут последние минуты прощания. Около паровоза офицер выслушивает рапорт фельдфебеля.
![Художественное наследие живописца Константина Аполлоновича Савицкого Художественное наследие живописца Константина Аполлоновича Савицкого](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-fcf278.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6643ab88693894075cb11436_6643b9cbde382763fbc448ba/scale_1200)
Сдержанно переносит горе молодая стройная женщина, скорбно прижимающая платок к губам, чтобы подавить рыдания. Её держит за руку муж, бородатый рослый крестьянин, глубоко затаивший волнение в тяжелую минуту прощания. На его груди плачет мать, рядом стоит отец с понурой головой.
![Художественное наследие живописца Константина Аполлоновича Савицкого Художественное наследие живописца Константина Аполлоновича Савицкого](/images/main/hudojestvennoe-nasledie-jivopisca-konstantina-apollonovicha-savickogo-c6fef7.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/2274/fdrU5EpFn4Q.jpg)
Его соратниками и учениками были И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Г.Н.
Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон и другие художники.
Скончался Константин Аполлонович Савицкий 13 февраля 1905 года в
Пензе, похоронен на Митрофаниевском кладбище.
|
</> |