5 июня 1983 года под Ульяновском произошла крупнейшая в СССР речная
volynko — 05.06.2024Поздним летним вечером 5 июня 1983 года жизнь на борту круизного четырёхпалубного теплохода «Александр Суворов» текла своим чередом. Кто-то после ужина уже спал в своих каютах, но большинство пассажиров собрались на верхней палубе гордости советского речного флота. В разгаре были традиционные круизные развлечения - кино и танцы. Солнце уже зашло, и в глубоких сумерках практически никто не обратил внимания на происходящее за бортом...
В советское время одним из самых популярных способов провести отпуск были круизы. Они совмещали в себе и отдых на воде с возможностью загорать и купаться, и постоянную смену впечатлений, ведь судно проплывало мимо десятков городов. Кроме того, на корабле можно было посетить бар, сходить в кинотеатр, поужинать в ресторане, а также провести ночь на дискотеке.
Все это было на теплоходе «Александр Суворов», произведенном в чехословацком городе Комарно и поступившем в Волжское пароходство в 1981 году. Он стал одним из девяти судов, предназначенных для туристических круизов.
Путевки в круиз такого типа стоили около 450 рублей на одного взрослого, а в путешествие отправлялись семьями. Позволить себе такое могли только те, кому порядка 70% от путевки доплачивал профсоюз - такие могущественные профкомы были только на крупных заводах.
Хотя озерно‑речной пассажирский теплоход «Александр Суворов» не считался самым роскошным советским лайнером, уровень комфорта все же был высок. В каждой каюте размещался санузел, на борту работали два ресторана, бар, читальный и музыкальный залы. На «солнечной» палубе, расположенной наверху, можно было посетить солярий, сходить на киносеанс, а также развлечься на танцполе.
В 22.45 пассажиры в своих каютах услышали глухой гул и скрежет. Оказалось, что теплоход на полном ходу, со скоростью 25 км/ч зашел под несудоходный восьмой пролет Ульяновского моста через Волгу, верхними палубными надстройками задев конструкцию. Пролет моста буквально срезал, словно гильотиной, дымовые трубы, всю «солнечную палубу» вместе с ходовой рубкой, отсеком, в котором располагался кинозал, перемалывая всех находящихся там.
Выйдя из кают и поднявшись по трапам, люди увидели страшную, совершенно непередаваемую картину. Лестницы наверх были залиты кровью, сама открытая палуба представляла собой кошмарное зрелище из металлических обломков, бревен, перемешанных с кусками тел людей, которые считанные минуты назад еще наслаждались июньским вечером.
Из‑за столкновения пролетное строение железнодорожного моста весом более 1,5 тысячи тонн было смещено на 40 сантиметров, сместилось и железнодорожное полотно. Выхлопные трубы были смяты, у «Суворова» заглохли двигатели, однако по инерции он прошел за пролетом около 300 метров. Во время столкновения по мосту со скоростью 70 км/ч следовал грузовой поезд массой 3300 тонн. В его составе было 53 вагона - 11 из них сошли с рельсов.
Некоторые вагоны опрокинулись, потому уголь, зерно и бревна частично попали на теплоход. Лишь чудом цистерна с топливом застряла в фермах моста и не рухнула на теплоход. Можно лишь представить, каких масштабов достигла бы трагедия, если бы цистерна все-таки упала вниз и взорвалась. Скорее всего, на борту «Александра Суворова» не выжил бы никто.
Сколько погибло людей, и сейчас сказать невозможно: считается,
что 176 человек - отдыхающие и команда теплохода. Точнее установить
не удалось: многих размазало по палубе... Большую часть пассажиров
составили шахтеры из Ростовской области и их семьи.
Большинство пассажиров погибли непосредственно во время крушения,
так как в момент трагедии в кинозале на верхней палубе
демонстрировали детектив "Возвращение "Святого Луки", сеанс собрал
полный зал. В живых остались только те, кто отдыхал в каютах
внизу...
В 20:00 на дежурство заступил старший помощник капитана Евгений Митенков. Капитан корабля Владимир Клейменов спал в своей каюте, его смена наступала лишь в полночь. Непосредственно у штурвала стоял рулевой Уваров. Именно этим двум морякам, Митенкову и Уварову, суждено было совершить ошибку, погубившую почти две сотни человек.
А вот пострадавший теплоход, как ни странно, катастрофу пережил. После всех следственных экспериментов его отбуксировали в Ростовскую область, а затем на Дунай, где на Измаильском судоремонтном заводе специалисты, прибывшие с чехословацкой верфи в Комарно, полностью восстановили его. На корабле вновь появились ходовая рубка, кинозал, дымовые трубы, о случившемся больше ничего не напоминало. Его даже не переименовали, как было принято в подобных случаях.
После ремонта «Александр Суворов» вновь вернулся в Волжское пароходство и уже в 1984-м, спустя год после катастрофы вышел в свою очередную навигацию.
Теплоход до сих пор успешно работает на различных волжских круизах. На данный момент судно продолжает перевозить туристов. С февраля 2012 года оно выполняет поездки по маршруту от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода.
Память погибших на теплоходе в Ульяновске увековечили в 1999 году. Тогда на Куйбышевской железной дороге был установлен крест. Инициаторами стали сотрудники Ульяновского отряда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». В 2006 году восьмой пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста в качестве своеобразного мемориала трагедии.
|
</> |