Христос воскресе теперь и у нас

топ 100 блогов mmekourdukova18.04.2023 Надо же записать, а то так и  умотаю в Польшу и забуду...

Ну что, предсказуемо, но всё равно сильно. Пасхальную ночь я много как и много где проводила, но такого есчо не бывало. Два с половиной часа в режиме марш-марш вокруг (мусульманского) квартала – заглянуть, докуда там допели у Силуана нашего и Мартына –  и опять кружок прогулки, и опять заглянуть. Духота у Николы – это было детский лепет по сравнению с духотой у Силуана и Мартына, где вообще всё было закрыто наглухо (прежний батя Атанас не отдаёт ключи от окон, ну просто не отдаёт да и всё тут, бгг. Он живёт в этом здании и находит, что отдать ключи от церковных окон – которые, на минуточку, и выходят-то не на улицу, а во внутренний двор – нарушит его секюритэ). Так что я в этой спирали кое-как досидела до зажигания света и ослопных свечей в руках у верных, a затем уж только гуляла снаружи да заглядывала.

Там, впрочем, было очень мало верных-то. Едва три десятка всего, включая всех, то есть троих батюшек и хор. Из этого числа – сколько-то пришедших впервые, случайных гостей столицы, вычисливших в Тырнете ближайший адрес – этих людей легко было опознать по корзинам с брашнами (у греков брашна не освящают, а эти не знали, так что их пришлось утешить и таки освятить). Из всех попадей и поповичей, общим числом восьмерых, явилась я одна.

Хор превзошёл сам себя. Это похабное мычание, визг и вой я уже и прежде слыхивала немножко, но на Пасху-то был полный состав! что усугубило. У клиросного пюпитра столпилось целых шесть человек, из них двое коренных бельгийцев, сколько-то румынок и один (бас) араб. Конверт. Причины его перехода в гяурство мне сделались куда более прозрачны, когда я в конце мероприятия увидела, как нежно он обращался на кухне с бутылками вина. Вот он и ещё одна ушибленная девица правили бал, то есть совершенно не попадали ни в ноты, ни вовремя вступить даже для «кириеэлейсон». Остальным эту саботажную парочку было никак не перешибить и не заткнуть.

Да и какие ноты? Шоб вы зналы, франкофонные православные здесь по традиции так всё и поют по тем документам, которые были созданы первой русской эмиграцией. Это не ноты, а просто тексты с надстрочными стрелочками и другими загогулинами. Уж не знаю, почему так случилось – то ли у первоэмигрантов не было денех на нотну бумагу, то ли не было с собою прихвачено из России нотного обихода для оттуда переписать, то ли им шиловж*пе сидело во что бы то ни стало возрождать древлетрадицию и хоть как-то имитировать знаменную нотацию? – того уж нынче не узнать, но  имеем что имеем, имеем стандартный «Обиход» 1913 года, перепёртый на язык Корнеля-и-Расина, и от руки записанный над этим переводом самопальный набор из максимум десятка «крюков». Сто лет назад другого и не требовалось, потому что тогдашние русские всю обиходную петрушку и без того знали наизусть, а коренные франкофоны подстраивались.
Во что превратились эти ошмётки через сто лет в руках любителей-конвертов, особенно когда в среде франкофонного европравославия начисто вымерли все русские первоэмигранты и все их потомки, вы себе даже представить не можете. Слабые следы «Обихода» в этом бормотании может различить разве только тот, кто знает обиход наизусть.

Но это только усугубляет страдания различающего.

Больше всего силуан-и-мартынское пение напоминало (мне) службы в петербургской Петропавловской общине для глухих и глухонемых, что на Гороховой. Вот таким же нестройным, но довольно громким клёкотом отвечали на возгласы ектений и читали «Отче наш» обученные в специнтернате пользоваться голосовыми связками, но не слышащие самих себя верные.

Поразили меня также бегающие глаза и вообще манера держаться тех верных, которые уходили со службы до ея окончания, кто пораньше, кто попозже, но все одинаково с таким, знаете, потерянным, застенчивым и натянутым каким-то видом, встречаясь со мною у дверей, не знали, что сказать и на каком языке, и была в этом такая явственная, такая знакомая боязнь сказать и сделать что-то неправильно, и быть обличёнными в том незнакомым братом по вере, который здесь находится с бОльшим правом и больше петрит во всей этой фофудьеблагодати. Наверняка больше, потому что петрить в ней ещё меньше, чем я, невозможно – вот что читается в этих бегающих глазах.

Откуда, откуда у с виду нормальных европейцев это наше такое советское, с которым мы, комсомольцы, тайком прокрадывались в церкву в 70-х-80-х годах прошлого века? Откуда они набираются этой уверенности в том, что всё происходящее на данной зарегистрированной площадке – свято и высокодуховно, и что это их собственная вина, если им невыносимо скучно, душно, отталкивающе и вообще непонятно зачем?

Впрочем, не у всех был такой потерянный и застенчивый лук. Юноша там нашёлся, представившийся работником украинского посольства (хозяйке на заметку – вот так, без уточнений, представляются не атташе и даже не бухгалтеры, а шофера и судомойки). С первых же двух слов обнаруживший своё абсолютное, девственное незнакомство со всей нашей высокодуховной фофудьёй.  Я не удержалась от спросить, чего он СЮДА пришёл-то, в смысле худшего варьянта пасхального богослужения в столице и не найти, зачем сюда-то? Шёл бы к Иову Многострадальному, у них красиво, если не приглядываться, и по части спеть всё фканоне, например. –
- Московськи попы! – воскликнул работник посольства.
– Боронь Божэ, -- удивилась я, -- это ж зарубежники, они с московськими попами поругались скоро уж сто лет как, они московським попам идейные враги...
– Всэ одно цэ росийськи! – отрезал работник посольства.

Да, так я до двух часов утра накручивала круги по Боснийской, по Черногорской, по  Эгидия Вальшартса и шоссе де Форе. Иногда ко мне приставали ночные нетрезвые граждане, но по-доброму, девушка, а что вы делаете в такой час в таком месте, я им объясняла про православный календарь и даже показывала, где церква, вот смотри, табличка, я щас войду... Они удивлялись до потери дара речи и на цыпочках уходили в ночь.
Разговелись затем наверху, на хорошей просторной кухне-трапезной (там и окно открывалось, ооо) замечательно быстро и как-то по-деловому. Канонических блюд принесли только мы, духовенство. Остальные принесли вкусного неканонических. Румыны сидели с румынами, бельгийцы с бельгийцами, духовенство с грузином (адын), работник украинского посольства с молодой парой русофонов (оливье! сметанник!). Мы быстро и без лишних разговоров, в режиме самообслуживания, всё съели. На этом всё.

Впрочем, неделю назад я к католикам ходила, в нашу раённу церкву, на последнюю из трёх пасхальных месс, которая была так же битком, как и две первые, не менее восьмисот человек по самым скромным оценкам, как европейского, так и колониального происхождения, молодёжь, семьи в полном составе, красивые воспитанные дети, месса частично на латыни, два хора плюс солисты, выступавшие с григорианскими примочками. Просто приходская церква, в обычном квартале, на торгово-мелкобуржуазной улице. Одна из десятка в шаговой от меня доступности.

Это я о перспективах православия в Европе.

А так-то столица цветёт вишней и магнолией, каштан на подходе, Блоха одаривает меня ништяками, и завтра лететь в Варшаву. Если кто хочет там знакомиться, приходите.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
но не ел. высокий сорт понимаш, гг ...
Люди!С Наступающим вас, чтоли! ...
1968. На вокзале Братиславы приехавшая на встречу руководителей шести коммунистических партий советская делегация. На переднем плане слева направо президент ЧССР Людвиг Свобода, Леонид Брежнев и генеральный секретарь Чехословацкой коммунистической партии Александр Дубчек. На втором ...
Ссылка на чужой Я-диск . Но, е сть и Википедии .  Дорога дороге рознь. Можно по прериям рельсы класть, а можно в болотах сваи колотить. Временную линии нормальной колеи, 180 верст, построили за 5 месяцев. Среднесуточное количество рабочих- 6000 тыс. чел. Макс- 11000. Рекордную ...
Сегодня у Костика день рождения, ему исполняется 3 года! Такое большое число и знаменательная дата) Число 3 оно вообще какое-то волшебное - помните, мы все ждали 3 месяцев ребенка, ведь именно в этом возрасте нам обещали чудесное прекращение всяких коликов-газиков и прочей ерундистики ...