Христианская идея семьи
Сергей Левченко — 06.02.2011Брак - это общественный и, в частности, правовой институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц мужского и женского пола, составляющем основу семьи.
Православная энциклопедия, т. VI, стр. 146
История брака начинается еще в раю, до грехопадения : "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть"(1). Христианская Церковь санкционировало определение браку, которое содержалось в византийском сборнике законов времён императора Юстиниана.
В этом определении обозначены основные свойства брака: физическом, этическом и религиозно-юридическом, то есть предполагается соучастие Бога и человека. Господь Иисус Христос, учит: "Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (2). Любовь Божия соединяет стороны в браке, супруги соединяются любовью в Боге и через Бога. Следовательно, основой семьи является любовь, и союз этот творится любовью.
Любовь есть духовный акт, который выводит человека за пределы биологического и социального существа. Фундаментом истинной любви не могут служить инстинкты. Любовь направляет человека к его божественному естеству, чтобы сделать человека подобным Богу. Взаимное дополнение мужчины и женщин, когда свойства одной личности восполняются личностью другого, служит помощью в спасении.
Следующая цель брака, на которую указывают Священное Писание и Священное Предание, - рождение и воспитание детей. Согласно святителю Григорию Богослову, «брак хорош, ибо умножает число благоугождающих Богу".
Немаловажная цель брака - предохранение от блуда и сохранение целомудрия. Приведу слова Апостола Павла: "… в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (3).
Вот основные задачи семьи как малой церкви. По церковному воззрению, семья - это островок рая на земле, это - святыня, которую мы должны не только хранить в чистоте, но и научить тому наших детей.
Что происходит сегодня: через тиражирование пошлостей и непристойностей любовь трактуется просто как рефлекс на инстинкт продолжения рода или как на небольшое приключение. Различные виды извращений, называют сегодня “альтернативным стилем жизни”, а критику этого безобразия обзывают косностью и догматизмом. Современный пафос толерантности – пример однополые браки на западе - противопоставляется народным традициям , в том числе православной церкви. С одной стороны можно убить ещё не родившегося ребёнка и оправдаться «свободой выбора», с другой - можно убить врача сделавшего аборт и назвать это «правосудием».
Молодёжь сегодня нуждаются ни столько в изучении ОБЖ и защите от террористических актов, сколько защите от террора современной поп-культуры. Печальное зрелище: клонирование людей у которых смыслом жизни служит девиз : «бери от жизни все и наслаждайся».Основная задача, не только Православия , но и всех думающих людей – остановить эту вакханалию безнравственности.
В современном мире изменилась структура семьи – это объективный процесс , затрагивающий все без исключения развитые страны. Я имею ввиду нуклеаризацию семьи. (от лат. nucleos — ядро ). В отличие от традиционной патриархальной семьи, где совместное проживание трех-четырех поколений считалось нормой, сегодня семья, как правило, состоит из родителей и детей. С одной стороны это предполагает более простую структуру отношений, но с другой — в такой семье резко возрастают бытовые и психологически обязанности супругов, как следствие - повышение личной нагрузки на каждого члена семьи, разнообразие семейных ролей, зачастую не традиционных для мужчины и женщины.
Вторая серьёзная проблема в такой семье это отсутствие передачи опыта старших. Бессмысленно говорить о возрождении страны, не занимаясь пропагандой таких семейных добродетелей как взаимопонимание, доброжелательность, внимательность, готовность прийти на помощь, вплоть до самопожертвования. Страна, в которой утрачено понятие о такой семье, не имеет будущего. Эта страна обречена на вымирание. Конечно, многие качества формируются в школе. В светское обучение вводятся программы: «Психология семьи и брака», «Социальная психология» и это замечательно, но так же, необходимо прививать высокие идеалы семейной жизни, какими видит их Православная церковь. Хочу закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II : "Пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, мы потеряем страну"
1/ Быт. 2, 18, 22-24
2/ Мф. 19, 5-6
3/ Кор. 7, 2