"Хребет" для Ту-160


На фоне новостного затишья по теме возобновления производства Ту-160 прочитал вот такую новостью.
Уникальную технологию начали восстанавливать на Казанском авиационном заводе им. Горбунова — филиале ПАО "Туполев" (КАЗ). Речь идет о вакуумном отжиге и сварке узлов из титана, для чего некогда использовались установки электронно-лучевой сварки (ЭЛУ-24) и отжига (УВН-45).
Напомним, в марте КАЗ заключил два контракта на восстановление оборудования для производства Ту-160 (вот тут подробнее про крылатую гордость России), оба должны быть выполнены до 30 марта 2017 года. ПАО "Электромеханика" (Ржев) обязалось за 948 млн. рублей привести в порядок УВН-45. А вот подрядчика для восстановления ЭЛУ-24 тогда не определили. Как пишет заводская газета, им стало ижевское ОАО "НИТИ "Прогресс". Ему заплатят 710 млн. рублей. А всего, получается, 1,7 млрд. — сумма немаленькая всего лишь для ремонта двух установок.
Что в них такого важного?

Во второй половине 70-х подготовка к строительству Ту-160 потребовала тотальной реконструкции КАЗа. Среди прочего был построен новый корпус с цехом механической сборки титановых узлов и упомянутыми выше установками. Появилось уникальное оборудование для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины из титановых сплавов, ведь из них сделано 38% конструкции Ту-160.
"Хребтом" бомбардировщика можно назвать центральную титановую балку длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы планера. Например, на ее шарнирные узлы навешивались крылья. Для изготовления балки был разработан технологический процесс электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. "Титан, как известно, не варится на воздухе — начинает гореть, и ничем его не затушишь, поэтому это делают либо в вакууме, либо в нейтральной среде, — рассказал „БИЗНЕС Online“ советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — При сварке все должно идти очень точно — все исчисляется буквально долями миллиметра".
Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны. "Такая сварка тогда была только на Казанском авиазаводе, и появилась она только в связи с Ту-160, — напомнил Киреев. — Ни у какого другого изделия не было центроплана из титана".
Встречаются утверждения, что работу на ЭЛУ-45 приходилось проводить ночью — из-за большого потребления энергии только так можно было избежать обесточивания половины Казани.

"ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО В ЭТОМ ЦЕХЕ БЫЛ РАЗГРОМ..."
Насколько важен этап восстановления двух установок с точки зрения перезапуска производства Ту-160, а если быть точным, строительства нового "стратега" — Ту-160М2? "На ЭЛУ делают сварку центроплана. Если вновь не научимся делать эту балку — не будет никакого нового Ту-160, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиастроительной отрасли. — Как известно, деньги на восстановление установок выделили большие. Успеют ли к сроку? Сложно сказать: установки давно и основательно в нерабочем состоянии, ведь после 90-х годов в этом цехе все буквально разбомбили". "Если бы только в этом цехе был разгром..." — невесело отмечает Киреев.
"Все оказалось в запущенном состоянии", — не стали скрывать положение дел с двумя установками корреспонденты газеты "Вперед!". По их сведениям, даже документов никаких не осталось. Вместе с тем авторы статьи весьма оптимистичны: "В последнее время коллектив цеха №45 у всех на слуху. Ведь именно на базе этого коллектива создается новое механосварочное производство... После выхода в свет распоряжения директора завода о создании механосборочного производства и цехов №45, 40 прошло совсем немного времени, а результаты работы уже налицо... ГАП (Казанский Гипронииавиапром — прим. авт.) утвердил новую планировку цеха... В настоящее время каждый этап работы подробно расписан... К 30 марта 2017 года необходимо отработать и принять установки ЭЛУ-24, УВН-45, начать изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла".
Судя по словам начальника цеха №45 Алексея Потапова, уже подписан график поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла Ту-160. Кроме того, в цехе ведутся ремонт кровли, строительно-монтажные работы под установку нового оборудования для вакуумной системы, систем управления, охлаждения, электроавтоматики.
Интересно, что в 70-е эту тему вел киевский институт им. Патона. "Когда установку в Казани окончательно довели до ума, оттуда приехала целая делегация — так они просто восхитились!" — вспомнил былое в разговоре с корреспондентом "БИЗНЕС Online" главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк.
Сумеем ли сегодня обойтись без украинских специалистов? "Да, во главе работы стоял патоновский институт, — говорит Киреев, — он располагался на Украине, но это, конечно, не означает, что он был только украинским. И напомню, что помимо него электронно-лучевую установку делали 25 институтов! А сейчас... будут привлекать всех, кто способен хоть что-то в этом плане сделать".

А какие планы на новый самолет?
Первый полет модернизированного ракетоносца Ту-160М2 должен состояться в 2018 году. Об этом, во время международных соревнований «Авиадартс-2016», заявил главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев. По его словам, испытания первого серийного ракетоносца должны завершиться в 2021 году, после чего будет запущено серийное производство. Всего, по имеющейся информации, российское военное ведомство разместит на Казанском авиационном заводе заказ на 50 ракетоносцев. Для сравнения: за все время производства Ту-160, с 1984 года, их было построено 27 единиц в серийном варианте и 8 прототипов.
Новый самолет должен быть не менее чем в два раза эффективнее по своим боевым возможностям, чем его предшественник, заявляют в Минобороны России. Шутка ли - уже появилась информация, что по своим высотным характеристикам Ту-160М2 может превысить нынешний практический потолок в 22 километра, практически приблизившись к границам «нижнего космоса». Подобные качества обеспечат самолету те самые обновленные силовые агрегаты производства самарских двигателестроителей. Значительные преимущества даст машине и установка на ее борту современной бесплатформенной инерциальной навигационной системы, а также нового комплекса радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерных систем и систем управления вооружением.
По словам представителя концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимира Михеева, в новой модификации ракетоносца будет использован принцип интегрально-модульной авионики, позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и дополнять друг друга. Как отмечают в военном ведомстве, порог эксплуатации Ту-160М2 пока определен на уровне трех десятков лет. Однако параметры модернизации у него, как и у другой основной машины российской дальней стратегической авиации - Ту-95, не имеют границ, считают специалисты.
К слову, такие же широкие модернизационные возможности имеет и упомянутый двигатель НК-32. Этот 7,5-метровый исполин выпускался на самарском предприятии с 1980-х годов. Нынешние параметры обновления затронут, в числе прочего, его электронные системы. Как считает замминистра промышленности и торговли России, в свое время возглавлявший Департамент авиационной промышленности ведомства, Андрей Богинский, «НК-32 - это двигатель, на базе которого можно развивать компетенции по созданию двигателя и большего размера, и большей тяги».

Недосягаем для ПРО
Новый Ту-160 в варианте М2 должен получить новые характеристики и в плане снижения заметности в радиолокационном поле. Конечно, полностью «спрятать» такую махину с экранов радаров невозможно, говорят военные летчики, однако радиолокационную заметность самолета в свое время удалось снизить за счет нанесения на носовую часть специальной краски на органической основе графитовой радиопоглощающей пленки (на воздухозаборники и воздушные каналы). С этой же целью экранируются некоторые узлы двигателей, а на остекление кабины монтируются сетчатые противорадиолокационные фильтры.
Бывший командующий Дальней авиацией генерал Анатолий Жихарев в свое время отмечал, что на новом российском стратегическом бомбардировщике может быть внедрена технология «Стэлс». В частности, для обеспечения малозаметности предполагается задействовать новые материалы, благодаря которым снижается коэффициент эффективной отражающей поверхности. Кстати, бывший командующий подчеркивал, что технологии снижения заметности реализованы и на «строевом» самолете Ту-160.
В частности, в конструкции машины использованы композиционные материалы с учетом углов преломления и отражения лучей средств радиолокации. Правда, по словам Жихарева, многие концепции в этом направлении в свое время не удалось реализовать в связи с тем, что самолет проектировался в 1970-е годы, и отечественная промышленность не была готова к воплощению идей на практике.
Ту-160М2 должен получить и новые возможности по преодолению сил и средств ПВО противника. Главным образом это будет достигаться в сверхзвуковом высотном полете или на крейсерской скорости у земли. Сейчас вражеские РЛС обнаруживает и классифицирует бортовой комплекс обороны «Байкал», а тепловые цели определяет теплопеленгатор «Огонек» (он расположен в задней части фюзеляжа). Значительные возможности получит обновленный «Белый лебедь» и по преодолению средств противоракетной обороны.
Если, как сообщается, благодаря применению новых двигателей НК-32-02, самолет сможет достигать высот более 22 км, то это нивелирует возможности входящей в американскую систему ПРО зенитного ракетного комплекса Patriot. Дело в том, что даже новейшая модернизация этого ЗРК, носящая обозначение PAC-3, принятая на вооружение в 2001 году, обеспечивает поражение воздушных баллистических объектов на высоте максимум в 20 км.

Испытание небом
Работа в рамках воссоздания Ту-160 идет по плану, намеченные сроки сохраняются. Такова оценка ситуации со стороны заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова. Правда, зимой этого года он упоминал об имеющихся «определенных претензиях» к промышленности. Например, не была должным образом отлажена кооперация, не все заказчики заключили контракты с головным исполнителем - ПАО «Туполев». Пришлось устраивать контроль в режиме реального времени: на предприятиях были установлены видеокамеры, а производственные вопросы решались в режиме видеоконференции.
Заслуженный военный летчик РФ, бывший начальник Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны России генерал-майор запаса Владимир Попов отмечает, что модернизированная версия Ту-160М2 ожидаема для Воздушно-космических сил страны.
«Это - настоящая машина будущего, - считает генерал. - Самолет имеет огромный потенциал, и он до сих пор не полностью востребован».
В числе преимуществ обновленной машины Владимир Попов называет как раз ее закрытость от обнаружения радиоэлектронными средствами противника. В частности, отражать радиоэлектронный сигнал, посланный для обнаружения самолета, позволяет плоский фюзеляж. Он же дает и хорошую аэродинамику.

Опорой российского парка стратегических бомбардировщиков называет модернизированный Ту-160М2 популярный американский журнал The National Interest. Военный обозреватель издания Дэйв Маджумдар также подчеркивает: несмотря на схожесть с оригинальной моделью, новый Blackjack (так Ту-160 кодифицируют в НАТО) внутри представляет собой совершенно новую машину. Западные журналисты обращают внимание и на обновленную линейку вооружения российских «стратегов». В их числе - уже испытанные в Сирии крылатые ракеты Х-101, а также Х-102, комплектуемые ядерным боезарядом. Обе ракеты разработаны с применением стелс-технологий и позволяют бомбардировщику, не входя в защищенное воздушное пространство противника, наносить удары издалека.
В то же время нельзя не признать, что и нынешнее поколение «Белых лебедей» не собирается сдавать позиций. По информации главного штаба ВКС России, в текущем году экипажи дальней авиации практически ежемесячно выполняли полеты по плану воздушного патрулирования в различных регионах земного шара, включая акватории Тихого, Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Летчики дальней авиации приняли участие во всех крупных учениях, внезапных проверках боеготовности военных округов, выполнили задачи пусков крылатых ракет и бомбометания, а также осуществили полеты в качестве контрольных целей для проверки системы ПВО.
Задачи по нанесению ракетно-бомбовых ударов по объектам инфраструктуры ИГИЛ (организация запрещена в РФ) в Сирии были выполнены безукоризненно. Как подчеркнул, побывавший на прошлой неделе на российской авиабазе Хмеймим главком ВКС генерал Виктор Бондарев, «работать авиационной технике здесь доводится в жесточайших условиях».
«Но люди выдержали, выдержала и техника. Не было ни единого случая, чтобы пилот вернулся на аэродром, не выполнив поставленную боевую задачу, хотя и личный состав, и техника нередко работают на пределе своих сил и возможностей, - заметил главком. - Хочу еще раз сказать: честь и хвала конструкторам, которые создали нашу боевую технику, инженерам и другим специалистам, которые любовно изготовили ее на заводах. Как и тем, кто, подчас рискуя собой, испытал и поставил ее в строй», - заявил Виктор Бондарев.
источники
http://www.business-gazeta.ru/article/328225
http://tvzvezda.ru/news/opk/content/201608170805-rj0l.htm
|
</> |