Хранитель Города ангелов
popadoss — 06.09.2015 - Извини, Косполат, но Москва забыла о Беслане. Да и вся страна тоже. Такова горькая правда. Я следил внимательно за блогосферой 3 сентября, всех интересовало, как там закончился ремонт на Пятницкой, все ли водостоки сделали правильно. А до ваших убитых детей больше никому нет дела.- Я знаю, - ответил мне хранитель бесланского ''кладбища ангелов''. - За эти 11 лет я столько узнал о людях, что не удивляюсь уже ничему. Даже родственникам погибших, которые не соизволили здесь появиться. Есть и такие...
Я не нашёлся, что ему ответить.
Эта встреча произошла по пути в аэропорт Владикавказа, когда я снова заглянул на кладбище жертв бесланского теракта. Хотелось побыть в этом скорбном месте ещё раз, уже одному, в безмолвии.
Вчера оно было запружено людьми, пришедшими помянуть своих и оплакать их страшную участь, который раз.
Тогда я приехал очень вовремя. Из ворот бывшей школы выходила траурная процессия во главе со священником. Немедленно присоединился к ним.
Дым от кадила окутывал людей, нестерпимо пекло солнце. Всё, как 11 лет назад, когда раздались первые выстрелы и прогремели взрывы. Участники тех событий шли в строю, зачастую - в виде портретов.
Здесь погибла почти вся семья.
Люди у обочины вставали, молча провожая колонну. Впереди ехали машины ГАИ.
Шли долго, около получаса. Дорогу на аэропорт перегородили два КАМАЗа, словно готовые в любой момент перекрыть движение. Всё-таки здесь до сих пор опасаются неожиданной атаки.
''Город ангелов'' - самое невозможное из кладбищ, что я видел. Все его постояльцы умерли в один день. Старики приходят, чтобы возложить цветы на могилы молодых, а с одинаковых обелисков на них смотрят красивые детские лица. Такого не должно быть. Но это Беслан, перевёрнутый мир.
Родители стоят на могиле сына - здесь обычное дело, почти у всех так. Диктор зачитывал всех погибших, поимённо. Это очень долго, 334 фамилии.
Сильно хотелось пить. Я подошёл к пункту помощи, попросил воды. Санитарка сказала, что в первые годы народу было в два раза больше. Люди массово падали в обмороки, случались сердечные приступы. Ужас что творилось, говорит. Сейчас все тоже плачут, но время потихоньку стирает эмоции, оставляя лишь сильные рубцы на сердце.
У погибших спецназовцев и работников МЧС - отдельный памятник. Один из них ворвался в коридор и прямо на глазах заложников расстрелял с боевиком друг друга в упор. Другой лёг на гранату и защитил людей от осколков. Иные люди на штурм не ходят.
Не было на годовщине торжественных речей, просто взмыли в небо воздушные шары, словно души умерших, и улетели в небо.
А сегодня, на следующий день, на кладбище совсем тихо. Только подошёл ко мне смотритель, крепкий мужчина с печальными глазами. Предложил подвезти в аэропорт, подарил книгу ''Пепел Беслана''. Касполат Рамонов все три дня теракта пролежал с охотничьей винтовкой, вглядываясь в оптический прицел. В школе у него остались жена и двое детей. Но стрелять было нельзя - за каждого убитого террористы грозились расстрелять 50 человек. Дочь Касполату спасти не удалось, Мариана Рамонова погибла от взрыва. С тех пор он уже 11 лет каждый день на кладбище.
- Я так воспитан, ничего не поделаешь - развёл он руками. - Давай провожу тебя до стойки регистрации.
- Прости нас, Касполат. За то, что никому нет дела, даже в дни годовщин. Если я сюда вернусь, обязательно тебя найду, и мы поговорим обо всём.
О чём, я не знаю точно, но обязательно надо, мне нужна эта встреча.
, чтобы быть в курсе. Все посты транслируются в , всё остальное - в моём
|
</> |