Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах
lemming809 — 21.11.2023 Первые упоминания о деревянном Успенском храме, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века.В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм. В 1702 году Успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. В 1764—74 годах была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме. Успенская церковь получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно. Полихромные изразцы Степана Полубеса украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубеса — панно с изображением четырёх евангелистов.
Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий в Успенском храме. Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыни Успенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола. В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы.
В 1812 году Успенский храм был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен. На северном фасаде сделали одно полуциркульное окно, появились новые главы и кресты, к колокольне пристроили южный портал. Внутри храма были объединены в один объём четверик, трапезная и пространство придела. Сохранившаяся до настоящего времени ограда храма была построена в начале XIX века. На рубеже XIX—XX веков на главах появились звёзды. Большая часть оформления интерьера храма относится ко второй половине XIX века. В 1898 году приделы храма перестраивал архитектор Л.О. Васильев. Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII—XVIII веков.
В годы Советской власти храм не закрывался. В 1948 году по взаимной договорённости Русской и Болгарской Православных Церквей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I благословил устроить в этом храме Подворье Болгарской Православной Церкви в Москве. В 1949 году в храме были проведены реставрационные работы.
Престолы: главный — Успения Пресвятой Богородицы, придел — свт. Тихона Амафунтского. К храму приписан храм свт. Николая Чудотворца на Болвановке.
|
</> |