Храм с тысячерублёвой купюры
dmitry_sasin — 11.12.2022 В Ярославле, по данным сайта sobory.ru, 134 храма и часовни, а самый большой и самый, по моему мнению, красивый находится в стороне от туристических троп, в Красноперекопском районе, в промзоне на правом берегу Которосли между проспектом маршала Толбухина и железнодорожной веткой.Но есть в таком расположении и свой плюс - здесь нет толп туристов, мы так вообще оказались поначалу единственными визитёрами.
2. Каждый из тех, кто пока ещё использует наличные деньги, часто держит в руках изображение этого храма.
3. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове строилась с 1671 по 1687 год на средства прихожан.
Это памятник высшего расцвета ярославской архитектурной и живописной школы конца 17-го века. Для храма характерны симметричность композиции, совершенство кирпичной кладки, разнообразие декоративных форм. В оформлении богато использованы поливные изразцы, живопись и лекальный фигурный кирпич, который является здесь главным декоративным материалом. Зодчие, строившие церковь Иоанна Предтечи, допустили некоторые отклонения от старых канонов: приделы по высоте уравнены с основным храмом и увенчаны декоративными пятиглавиями вместо шатров, что создает впечатление пятнадцатиглавого храма. Святые ворота, построенные одновременно с храмом, удачно расположены по центральной его оси. Колокольня построена позднее, в конце 17 – начале 18 вв.
На месте храма стоял Вознесенский монастырь, который был разорён польскими интервентами в 1609-м году. Затем на этом месте поставили деревянную церковь. В 1658 году жители слободы получили от царя Алексея Михайловича разрешение «строить им церковь тёплую каменную с трапезою», но строительство было отложено, так как все строители были заняты восстановлением города после случившегося в том году большого пожара.
4. Храм имеет два придела: Трёх Святителей и Чудотворцев Гурия Казанского и Варсонофия Тверского. Приделы тоже имеют по пять главок.
5. Считается, что Иоаннопредтеченская церковь единственная пятнадцатиглавая. Мне слабо в это верится, наверняка можно найти и другие, если как следует поискать. Если не ошибаюсь, по церковным канонам 15 главок символизируют Святую Троицу 12 апостолов.
6. Крыльцо.
7. Толчково - бывшая слобода красильщиков, здесь толкли (тёрли) порошки, из которых потом делали краску. Производством краски здесь занимаются и сейчас. Вид с колокольни на фабрику "Победа рабочих".
Сейчас это компания "Русские краски",. Первый цех, выпускавший свинцовые белила, был открыт на этом месте купцом А.Ф. Вахромеевым в 1838-м году, а к 1917-му году это было одно из крупнейших предприятий отрасли. При расширении завода была снесена часть церковной ограды.
По другой версии жители слободы занимались выделкой кожи, и на многие вёрсты кругом не было им равных в этом ремесле. "Толчковской" же слободу назвали из-за того, что для дубления кожи использовалась толчёная кора деревьев.
8. Основной храм увенчан пятью главами на вытянутых световых барабанах. Такие же пятиглавые венчания, только меньшего размера, сделаны над обоими приделами. Все главы — луковичные, кроме центральной, заменённой в 1794 году на необычную барочную главу в виде громадной чаши с зубчатыми краями, на которой покоится фигурная крышка с маковкой и прорезным крестом.
9. На рубеже XVII—XVIII веков рядом с храмом построили шестиярусную колокольню в стиле московского барокко. Колокольня, как и церковь, стала самой высокой в Ярославле — её высота 45 м, соразмерно высоте средней главы храма. В середине XVIII века по заказу прихожан на колокололитейном заводе Дмитрия Затрапезнова для Предтечевской колокольни были отлиты 9 новых колоколов. Самый большой был весом 443 пуда, остальные — 200, 97, 52, 27, 26, 10, 9 и 3 пуда. В том же столетии на колокольне установили часы — весомую демонстрацию зажиточности прихода.
В советское время в нижнем ярусе колокольни устроили кузницу и мастерскую, что вызвало осадку фундамента и, как следствие, бедственное уподобление здания Пизанской башне. Колокольня накренилась на 1.5 метра и продолжала падать клониться дальше. Но, к счастью, самый худший вариант развития событий предотвратило вмешательство Главнауки. Опасный склад из храма убрали, а колокольню, освобождённую от кузницы, выпрямили. Руководитель работ по "выпрямлению" Э.М. Гендель так рассказывал о них читателям журнала "Техника молодёжи" (№5 за 1967 год): "Мы были вооружены мощными подъёмными механизмами, когда в 1958 году приехали в Ярославль спасать колокольню Иоанна Предтечи (ХVII век). Крен памятника старины, славного изяществом силуэта, прогрессировал катастрофически быстро. По проекту автора этих строк внешний и внутренний периметры восьмигранника были в основании охвачены стальными кран-балками, а в наивысшей точке основания установлена клетка-шарнир. При помощи двенадцати гидравлических домкратов грузоподъёмностью по 200 тонн сорокадвухметровая колокольня заняла вертикальное положение".
10.
11. Из трёх святых врат лучше всего сохранились западные.
12. Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приёмы декора русской архитектуры XVII века — фигурный формованный кирпич, покрывающий стены четверика, галерей и крылец, поливной многоцветный изразец, полихромная раскраска апсид, имитирующая бриллиантовый руст, позолоченные прорезные подзоры. Хотя по богатству изразцов Иоаннопредтеченский уступает храмовому комплексу в Коровниках и Николе Мокрому.
Пока мы ходили вокруг храма, подъехали вип-экскурсанты на микроавтобусе. Из того, что удалось подслушать, запомнилось, что для производства кирпича рядом со стройплощадкой специально были построены (количество не помню) кирпичные заводы. Кирпич - это не известняк, на нём узоры не вырежешь, а на стенах храма насчитали более ста разных форм кирпича.
13.
14.
15.
16.
17. Фигурная "гирька".
18.
19. Разнообразие форм фигурного кирпича огромно — от скромных профилей до целых фигурных плит: это разнообразные бусины, розетки, валики, косички, колонки разных размеров и форм, дыньки, кокошники и т. д. Эта изощрённая каменная краснокирпичная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами.
20.
21. Такой иконостас был в храме до закрытия.
22. Росписи.
Центральный храм был расписан в 1694-1695 гг. артелью ярославских живописцев. Имена шестнадцати ярославских мастеров, расписавших храм, сохранились в клейме на южной стене: Дмитрий Григорьев, Фёдор Игнатьев, Иоанн Ануфриев, Василий Никитин, Василий Игнатьев, Кондрат Игнатьев, Иоанн Матвеев, Симеон Алексеев, Дмитрий Иоаннов, Симеон Иоаннов, Иоанн Симеонов, Федор Уваров, Матвей Сергеев, Александр Григорьев, Иаков Михайлов, Иаков Григорьев Ворона. Эти же художники расписали позже приделы и галереи. Высокий шестиярусный иконостас сооружался несколько лет и был закончен в 1701 году, его создателем, предположительно, был Степан Григорьев Ворона «со товарищи»
Галерея расписывалась в 1700 г. теми же мастерами. Масштабы паперти дали возможность разместить больше сюжетов, чем обычно; многие появились впервые: «Плоды страстей Христовых», «Вирсавия», «Христос на поле брани» и т.п. По количеству сюжетов настенной живописи церковь Иоанна Предтечи – это самый большой храм в православном мире. Литературными источниками, кроме Библии, Житий святых, послужили произведения западного и восточно-византийского происхождения: «Великое зерцало», «Лимонарь сиречь цветник» и т.д. Не были забыты и русские источники – «Печерский патерик», и местные – «Сказание об иконе Толгской Богоматери».
23.
24.
Храм стоит на берегу Которосли, грунты под ним нестабильные. В начале 20-го века потребовалась масштабная реконструкция. Был вынут по частям из-под всего храма весь прежний фундамент, состоящий из булыжника и заменен новым, снаружи кирпичным на цементе, а внутри бетонным. В 1904 году исправлены и вызолочены все пятнадцать глав на храме. Работы производил крестьянин И.А. Краснов за 15 тыс.руб. В 1904 году начата и в 1905 году окончена промывка и реставрация стенописи, по новой расписаны двери, ставни и наружные откосы окон, поновлен расписной «бриллиантовый» руст на алтарных апсидах. Работы производил крестьянин слободы Мстеры Владимирской губ. М.И. Дикарев за 7 тыс.руб., он же чистил и реставрировал иконы всего иконостаса и во всем храме за 3270 руб. В 1905 году чугунный пол заменен новым, плиточным из обожженной глины, и на всех трех входах в храм с улицы устроены гранитные площадки. Всего на ремонт церкви из средств Государственного казначейства благодаря поддержке министра финансов С.Ю. Витте было выделено 64 тысячи рублей. Большая часть средств была израсходована на исправление фундамента.
С 1950-х гг. проводятся планомерное изучение архитектуры и живописи памятника. В 1959 году храм Иоанна Предтечи передали Ярославо-Ростовскому музею-заповеднику. Вскоре Ярославские реставрационные мастерские занялись реставрацией куполов — для доступа к ним разобрали кровлю, установили на сводах леса, оставив на несколько лет храм без покрытия, а ранней весной 1964 года положили крышу поверх сугробов на сводах. В результате талой водой были невозвратно уничтожены многие живописные композиции, в том числе и знаменитая «София Ярославская».
В настоящее время реставрационные работы в центральном храме выполняет бригада ярославских художников-реставраторов по главе с Е.А. Чижовым.
25.
26. Интересны на паперти порталы, ведущие в основной храм и приделы, они выполнены из лекального кирпича и раскрашены.
27.
28. Кроме купюры Иоаннопредтеченский храм можно найти и на монете достоинством в 50 рублей, выпущенной к 1000-летию Ярославля. Но такие в обороте вы не встретите, они оседают у коллекционеров.
29. Вообще мне кажется как-то странным посвящать храм процессу казни, как-то не по себе от этого.
Сейчас храм находится в составе Ярославского музея-заповедника, вход в него платный, но изредка проводятся и молебны.
|
</> |