Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково


Всего 73 фото
Этот пост будет необычным. Я постараюсь не только рассказать об этом удивительном храме, его истории, но и попробую передать фоторядом свои личные искренние позитивные впечатления о недавней поездке в эти места. А рассказать есть, о чем. 1 апреля 2017 года в наших краях стояла классическая ранняя весна. Солнце, голубое небо, искристый снег, совсем легкий бодрящий морозец, прозрачный и чистый воздух. Условий для исследовательской поездки лучше не придумаешь. Кроме того, важен настрой. С ним как раз все было на отлично. В компании с durasik и его близкими я искренне от души отдыхал, наслаждался весной, осмотром этой церкви и ее окрестностей.
Надо сказать, что было на что посмотреть. Кроме того, история самого этого древнего Рождественского храма богата на события и исторические личности, что были связаны с этими местами. Обычно о подмосковных храмах бывает очень мало исторических сведений. А тут оказалось их столько, что только отбирай. Храм старый уютный, как говорится на моленый. Достаточно сказать, что это, пожалуй, единственная церковь в Подмосковье где сохранилась так называемая «храмосданная» доска и в очень хорошем состоянии. Мы ее с вами увидим и попытаемся прочесть. Общее впечатление осталось чрезвычайно позитивным. Храм так и светится тихой радостью. Иначе не скажешь. И снимал я его с каким-то упоением и бессознательным удовольствием. Это как пить холодную, вкусную родниковую воду в изнуряющую жару. В общем под катом много фото, в том числе крупным планом и любопытная история этого интереснейшего исторического памятника нашей Родины.
Церковь Рождества Богородицы села Пояркова относится к числу замечательных памятников русского зодчества XVII в. Первые сведения о селе восходят к 1581 году. В 1585 г. Поярково - вотчина Московского митрополита, в это время в селе стояла деревянная церковь Святого великомученика и победоносца Георгия, построенная «клецки». Село было уничтожено в Смутное время.
02.

В 1650 г. селом владел Богдан Фёдорович Нарбеков. В следующем году он променял Поярково Артамону Сергеевичу Матвееву (1625-1682), который в 1651 г. был стрелецким головой, с 1654 г. - стольником и полковником стрелецким, в 1671 г. - думным дворянином и наместником Серпуховским, в 1672 г. - окольничим, в 1673 г. - ближним окольничим, в 1674 г. - ближним боярином.

Артамон Сергеевич Матвеев был сыном дьяка. Судьба благоволила ему. Благодаря своим способностям, он стал одной из самых известных личностей России 2-й половины XVII в., другом царя Алексея Михайловича, воспитателем его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Особых успехов А. Матвеев добился на дипломатическом поприще. В 1654 г. входил в состав русской делегации на Переяславской Раде, в 1656-57 гг. - в состав посольства в Польшу. С 1669 г. возглавил Малороссийский приказ, считая основной своей задачей, присоединение всей Украины к России. В 1672 г. во время переговоров с Польшей добился закрепления за Россией Киева. С 1671 г. руководил одновременно Посольским приказом и рядом других центральных учреждений. Будучи во главе Стрелецкого приказа, Артамон Матвеев активно участвовал в подавлении Московского восстания 1662 г. В 1665-1666 гг. участвовал в борьбе с раскольничьей сектой Капитонов.
04.

Поклонник западной культуры, Матвеев дом и семью держал по-европейски, завел домашний театр, имел большую библиотеку, явился инициатором составления "Титулярника" - справочника по дипломатической переписке, руководил созданием "Истории русских государей, славных и ратных подвигах, в лицах" и "Истории избрания и венчания на царство Михаила Федоровича", которые до нас не дошли.
В 1665 году Артамоном Матвеевым в селе Пояркове на церковной земле была построена церковь Рождества Пресвятыя Богородицы ныне существующую. С этих пор село получило второе свое название - Рождествено.
05.

Воздвигнутый Артамоном Матвеевым миниатюрный бесстолпный сельский храм имеет вид одноглавого четверика, увенчанного ярусами кокошников, с небольшой трапезной. Помещение церкви, вытянутое с севера на юг, перекрыто лотковым сводом, трапезная - полулотковым. Церковь выделяется чистотой пропорций и богатством декоративной отделки.
06.

07.

Завершение основного объема Рождественно-Богородицкой церкви.
08.

На северной стене они образуют трехчастную композицию, в центре которой, в обрамлении фигурных колонок и резного орнамента, помещена с надписью, выполненной вязью. Углы четверика обработаны полуколонками и лопатками. Над западной стеной обнаружены основания столбов некогда стоявшей здесь звонницы. Фасады храма украшены резными белокаменными порталами и разнообразными наличниками.
09.

Уникальной является и прекрасно сохранившаяся резная белокаменная храмозданная доска с текстом. На ней стоит остановиться более подробно. Одна только эта доска представляет собой неповторимый памятник, принадлежащий одновременно и русской истории, и русскому декоративно-прикладному искусству.
10.

Издавна было принято на Руси оставлять на стене храма запись о том, когда и кем был он построен. Но доска с надписью на церкви в селе Поярково представляет исключительный интерес. Во-первых, потому, что с ХVII века сохранилось чрезвычайно мало подобных надписей. Тем более что надпись на доске церкви в Поярково дошла до нашего времени в хорошей сохранности - на ней лишь несколько выбоин. Но эти утраты не затемняют смысл текста и могут быть восстановлены по смыслу. Во-вторых, храмосданнная доска в целом представляет собой выдающееся произведение прикладного искусства работы неизвестного русского мастера середины ХVII века.
11.

Доска, как и вся церковь, выполнена в стиле раннего русского барокко. Этот стиль зародился в Италии в ХVI веке, постепенно через немецкие и польские образцы проник в Россию и, именно в середине ХVII века вошел в моду при дворе царя Алексея Михайловича. Доска обильно украшена растительным орнаментом, а надпись, заключенная в венок из листьев, является как бы естественным элементом декора. Она выполнена славянской вязью - особым декоративным письмом, появившимся на Руси в конце ХIV века, но особенно популярного, именно в ХVII веке. В то время искусство вязи достигло своего расцвета, вязью украшали заставки рукописных книг, металлическую утварь и даже архитектурные сооружения, вид надписи зависел от материала, от выделенного для надписи места и, в конечном счете, от вкуса, таланта, умения мастера.
12.

13.

Храмосданная доска напоминает об одном из важнейших периодов русской истории, каким было царствование Алексея Михайловича. Это была бурная и противоречивая эпоха, совместившая в себе воссоединение Украины с Россией и церковный раскол внутри русского общества, династическую стабильность и разрушительные бунты, завершившиеся восстанием Степана Разина. Эта эпоха породила незаурядных политических деятелей, подготовивших почву для преобразований Петровского времени, создавших, по словам историка В.О. Ключевского, полную программу действий, которую Петру досталось выполнить.
14.

15.

Северный портал
16.

Архитектурные детали северного портала
17.

18.

Обходим алтарную апсиду.
19.

20.

Алтарная апсида Рождественской церкви села Поярково.
21.

Изразцовая заалтарная икона "Рождество Пресвятой Богородицы".
22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Южный портал
32.

33.

34.

35.

Дверь на колокольню.
36.

Колокольня
Примыкающая к трапезной стройная колокольня на сквозных с круглыми опорками арках (в 60-х годах ввиду аварийного состояния один из столбов заменен квадратной опорой и две арки были заложены кирпичом), была сооружена в 1670-х годах.
37.

Она очень нарядна: арочные проемы нижнего и верхнего ярусов украшены висячими гирьками, проем столбов усложнен полуколонками, в парапет вставлены полихромные изразцы.
38.

Главный вход в Богородице-Рождественскую церковь села Поярково Московской области.
39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

В примыкающей к церкви трапезной находились две иконы Великомученников Дмитрия и Георгия также в резных киотах. Все двери в церкви были железными. Северные и южные входы имели к тому же сякодяные затворы. Окна со стеклянными "окончинами" имели еще и железные ставни.
46.

47.

Роспись притвора храма.
48.

Фрагменты росписи Рождественской церкви.
49.

50.

51.

В церкви шла служба. Поэтому я почти не снимал внутри.
52.

53.

В проекте колокольни реализованы два яруса «звонов» - такой прием не часто встречается в русской архитектуре до ХVII века.
54.

Завершает колокольню изящный восьмигранный шатровый «верх», украшенный рядом «слухов» - небольших окошечек.
55.

56.

Средние ярусы колокольни Богородице-Рождественской церкви в Пояркове.
57.

Колокольня отличается богатым внешним убранством: полуколонками в проёмах столбов, висячими гирьками в проёмах ярусов.
58.

59.

В отделке колокольни использованы многоцветные (полихромные) изразцы.
60.

61.

62.

63.

64.

65.

Богатство архитектурных форм и мастерство исполнения позволяют отнести храм к лучшим образцам русского зодчества середины XVII в.
66.

После смерти царя Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче, с возвышением Милославских, Артамон Матвеев попал в немилость, был обвинен в колдовстве (чернкнижии) и сослан в Пустозерск. По указу царя Федора Алексеевича принадлежавшие ему вотчины в 1677 г. были отобраны и прописаны дворцовому ведомству. В следующем году село Рождествено, Поярково, были пожалованы князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому. Отказная книга 1678 г. сохранила полную опись бывших вотчин А. Матвеева. Среди построек села первой описана каменная церковь Рождества Богородицы.
В Дозорной и описной книге церковных земель Патриаршего казенного приказа за 1681 г. есть любопытная запись о том, что около церкви Георгия Страстотерпца, бывшей в XVI в. в Пояркове, располагалось, как водится, кладбище. После уничтожения Георгиевской церкви кладбище, названное в документе старым, продолжало существовать. Храм Рождества Богородицы был построен не на месте Георгиевского а в полуверсте от него. Место Георгиевского храма заняла кладбищенская часовня. В XVII в. возле Рождественской церкви захоронения не производились. Умерших погребали на старом кладбище.
67.
