"Хозяин земли Русской", или несколько фактов о том, что последний император
foto_history — 23.11.2020 Здравствуйте уважаемыеРешил тут вспомнить в очередной раз об императоре Николае II Александровиче или "Хозяине земли Русской", как "скромно" он охарактеризовал сам себя при переписи населения в конце XIX века. О, скажем так, одной из ипостасей его жизни :-))
Я к нему скептически отношусь, мягко говоря. Он был довольно приятным для своей семьи человеком, верным и преданным супругом, и человеком, у которого в целом и общем были добрые намерения по отношению к своей стране и к народу. Но вот никаких способностей ИМХО для управления столь сложной и огромной страной не имел. Не помню кто (возможно Драгомиров), в свое время сравнил его с кавалерийским полковником. Вот это и был его уровень, не больше. Все ИМХО.
В итоге, погубил и себя, и семью, и поставил на грань исчезновения страну....
Ну да ладно. Сегодня не об этом.
Предлагаю коротко вспомнить о его богатствах. Помните же - Хозяин Земли Русской? Ну так вот - по силе и сути - нет, а вот по финансам.....очень даже. У царской семьи было гигантское состояние: ей принадлежали многие тысячи гектаров недвижимого имущества (так называемые удельные имения), плантации, фабрики и заводы, а также прибыль от активов в промышленности и торговле. К концу правления последнего русского царя, по некоторым оценкам его личное состояние оценивалось в 900 миллионов долларов. По нынешним примеркам - это около 150 млрд. и даже больше....
Внушительно, верно?
Хотя надо понимать, что это все активы вообще и там сложная структура и не все просто.
Так скажем, из десятка императорских дворцов лично царю... не принадлежал ни один. Царское Село и Петергоф были собственностью царствующего монарха лишь на период его правления и передавались новому главе государства после восшествия на престол.
В остальных дворцах проживание зависело от воли Монарха. Тот же Николай сначала поселился в Зимнем дворце и, кстати, устроил там грандиозный ремонт. При нем в Зимнем появились новшества, например, бассейн.
После рождения сына Алексея пара решила покинуть Зимний и перебраться в Александровский дворец в Царском Селе. Его тоже было решено переоборудовать. Там появилась новая система отопления, киноаппараты, была установлена коммутаторная система на 50 телефонных номеров, пожарная сигнализация, новые электрические обогреватели, бассейн. А еще, большой гараж, о котором чуть позже вспомним.
Осень императорская чета проводила в Крыму вместе с детьми. В Ливадии было несколько дворцов, однако один из них впоследствии было решено снести, а на его месте возвести новый — Белый дворец. На его строительство из бюджета в 1910-1912 годах ушло свыше 4,5 миллиона рублей. Там тоже все было обустроено по последнему слову техники: лифт, канализация, водопровод, телефон, электричество, а также автомобильный гараж.
Для управления всем этим (и еще многим-многим иным - например то же Абрау-Дюрсо с заводом винным, подаренный царю Голициным, чтобы не потерять) существовало целое Министерство императорского двора - огромная структура с фантастическим бюджетом. Траты действительно были серьезными. Постройка Ливадийского дворца обошлась российской казне в 4,6 млн рублей, на царский гараж расходовалось 350 тыс. рублей в год, на фотографирование - 12 тыс. рублей в год. Это при учете того, что средний расход домохозяйств в Российской империи составлял на тот момент около 85 рублей в год на душу населения.
И нельзя сказать, что император и его близкие вообще не знали что такое деньги, типа они и не нужны им были. Это не совсем так. Точнее - совсем не так :-) Император и члены его семьи постоянно получали наличные деньги на личные расходы. В средне Нbколаю II выделяли в год от 220 до 250 тысяч рублей, его супруге — чуть больше 200 тысяч, цесаревичу Алексею — чуть более 100 тысяч, старшая дочь Николая — Ольга — по достижении 20-летнего возраста получала 120 тысяч, а ее несовершеннолетние сестры — по 78 тысяч рублей. Каждому Великому князю также полагалась ежегодная рента в сто тысяч рyблей. Каждой из Великих княжон выдавалось при замужестве приданое в размере миллиона рублей. При рождении член императорской семьи получал капитал в один миллион рублей. Немало, верно?
Куда же они девали эти деньги, спросите вы? Нууу...обычно эти деньги вкладывались в ценные бумаги. И это не удивительно, ибо особо тратить их было не на что и незачем. И как итог, только на заграничных банковских счетах семьи лежало, по самых скромным оценкам, от 7 до 14 миллионов золотых рублей. Кстати, именно поэтому и появлялись потом якобы спасшиеся дети императора - из-за денег, прежде всего. Кстати, интересная тема, как мне кажется :-)) Если будет вдохновение и возможность, завтра сделаю небольшой пост и выложу...
Но не все же в английские акции вкладывали, верно, опять спросите вы? Верно, не все :-) Еще в украшения и подарки. Знаменитые пасхальные яйца от Фаберже, например.
Считается, что для двух последних российских монархов мастерская Карла Фаберже изготовила свыше 50 пасхальных яиц и огромное количество иных украшений. Каждое из яиц стоило около 30 тысяч рублей...
Николай вообще любил презентовать своей жене ювелирные украшения.Только в бриллиантовой кладовой Зимнего Дворца (а всего их, если не ошибаюсь, было 3) к 1916 году скопилось более 10 тысяч драгоценных вещей на сумму около 1,5 миллиона рублей.
На что еще уходили деньги. Любил Николай Александрович технические приблуды. И прежде всего яхты и автомобили.
Яхты его мы с вами недавно разобрали вот тут вот:https://id77.livejournal.com/3405499.html
А вот с машинами тоже интересно
Императорский гараж просуществовал всего десять лет, однако сумел собрать внушительную коллекцию автомобилей - таким автопарком, к слову, не мог похвастаться ни один европейский монарх. Более того нынешний автопарк Президента РФ - это прямой наследник того, императорского. Мы с вами тоже это уже как-то обсуждали. Если интересно, то вот тут вот:https://id77.livejournal.com/2184591.html
Любимым авто Николая стал лимузин фирмы Delaunay-Belleville, поражавший своей роскошью. Впоследствии монарх приобрел четыре такие машины.
На одной из них была аббревиатура — S.M.T., что означает Sa Majeste le Tsar — «Его Величество Царь». Сделана она была на заказ. Внешние элементы автомобиля были «под золото», на дверях — царские гербы, обивка салона — из лакированной кожи.
Еще одна из машин несла ну очень интересную эмблему
Чуть подробнее об этом мы с вами говорили вот тут вот:https://id77.livejournal.com/760758.html
Также у него было минимум 4 Меrсеdes, а также Renault и Peugeot. В 1911 году для Николая купили два Rolls-Royce Silver Ghost. Через два года для своей матери — вдовствующей императрицы Марии Федоровны — монарх заказал машину марки Вrаsier.
Автомобиль был даже у цесаревича Алексея. Ко дню ангела десятилетнего сына Николая заказали маленькое двухместное авто Bebe Peugeot.
Чтобы хранить такие машины, в 1906-1907 годах было решено в Царском Селе и Петергофе построить крутой гараж площадью около тысячи квадратных метров — с мастерскими и подсобными помещениями. Через четыре года в Ливадии также появился гараж на 25 машин, чтобы обслуживать императора и его семью, когда те находились в Крыму.
Свита императора разъезжала на автомобилях попроще: 19 машин, среди которых французские Panhard-Levassor и Serex, а также отечественные — фирмы «Лесснер» и «Руссо-Балт». Помимо этого, в гараже императорской семьи были и хозяйственные машины — грузовики, трактор и тягач.
Вот так вот он и жил. Не бедствовал, уж точно :-)
Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.
|
</> |