
Хотят ли русские голода


Цены на пшеницу достигли исторических максимумов, которые наблюдались в 2008 году. По сравнению с относительно спокойными 2015-2020 годами они выросли в 2,5 раза.
Что закладывает рынок в эту цену? Сейчас есть большая вероятность того, что в Украине весенняя посевная кампания будет сорвана. В предыдущие годы страна давала 7-8% мирового экспорта пшеницы, 22-24 млн. т. Само по себе это сопоставимо с ежегодными колебаниями мирового урожая — 30-35 млн. т.
При этом на данный момент погодные условия благоприятны для будущего урожая. Хотя основные погодные риски еще впереди.

Но есть и выраженные негативные факторы. Прежде всего, это резко подорожавшие удобрения и горюче-смазочные материалы — которые сейчас тоже находятся на уровне максимумов 2008. Недоступность удобрений и ГСМ чревато как сокращением посевных площадей, так и снижением урожайности в расчете на га.
Работает и эффект "самосбывающегося пророчества": прогнозируемый дефицит заставляет правительства небогатых стран налагать ограничения и даже полный запрет на экспорт зерна, заботясь о внутреннем рынке. Это, в свою очередь, еще больше раздувает дефицит и цены.
С учетом того, что мы вернулись в «условный 2008», и ситуации на Украине, отражают ли нынешние цены на пшеницу ограничения на российский экспорт зерна? Скорее нет, чем да. Россия — крупнейший игрок на рынке пшеницы. Экспорт в межсезонье 2021-22 прогнозировался в объеме 36,5 млн. т. Потеря такого объема вкупе с украинской долей означали бы катастрофический дефицит зерна на рынке и, скорее всего, кратно более высокие цены.
Пшеница — пожалуй, наименее вероятный кандидат на внешнее эмбарго. Даже эмбарго на углеводороды выглядит более предпочтительной мерой. Без российской нефти и газа всего-то упадет качество жизни «золотого» и «серебряного» миллиардов, да просядет экономика. Дефицит пшеницы означает реальную угрозу голода для сотен миллионов людей. И с ним — угрозу голодных бунтов. Новые очаги социальной нестабильности Западу сейчас совершенно не нужны.

Тем не менее, желаемое может разойтись с действительностью. Причиной тому может стать плохо контролируемое восприятие санкционной политики: Россия стала страной-изгоем, «токсичной» юрисдикцией, с которой стараются оборвать все экономические связи. Не оглядываясь на последствия этого разрыва — которые в нынешнем сложном мире могут быть не вполне очевидными. В частности, российские экспортеры пшеницы могут столкнуться с невозможностью как зафрахтовать судно для перевозки, так и организовать финансовые расчеты по сделке.
Но если новые очаги социальной нестабильности не нужны Западу — это совершенно не означает, что эту карту не попытается разыграть само российское правительство. После 24 февраля меня уже сложно чем-то удивить. Прецедент искусственного создания дефицита был продемонстрирован совсем недавно — поставки природного газа в Европу. В конце концов, речь идёт всего о 1,8% экспортной выручки.

Тем более Турция — второй по величине импортер пшеницы — посмела закрыть проливы для отечественного военного флота. Почему бы не надавить на нее угрозой дефицита зерна? И на другие страны — Египет, Иран, Бангладеш, Алжир и т.д. — приятно иметь такой рычаг воздействия. С Ираном и Алжиром можно устроить договорняк по поставкам углеводородов в ЕС, в Бангладеше и Египте мы строим АЭС, да и с остальными найдутся интересы. Как говорится, когда у тебя в руках молоток, любая проблема становится похожей на гвоздь…
Причем имеется множество благовидных предлогов для введения ограничений на экспорт пшеницы. Начиная с «защиты внутреннего рынка от высоких мировых цен» и заканчивая военным положением (или аналогичной формулировкой в более мягких терминах). Экспортные квоты были введены еще раньше — нужно лишь их как следует откорректировать.
Война, конечно, всё спишет. И именно этим она опасна. Очень не хотелось бы, чтобы этот образ мыслей стал основным для нашей власти.
_______________________________________________________________
Друзья, я начал вести канал в Телеграм: Экономика знаний. Подписывайтесь!
|
</> |
