"Хорошо, что наступили новые времена. Плохо, что на многих". (с)

Я сейчас не о московском скандале со студентами МФТИ. Там-то, по-моему, всё хорошо. Хорошо, потому что вылилось в скандал. Хорошо, потому что заметили. Школьники перепишут.
Но странной является не эта дерзкая махинация. Странно то, что на неё почему-то обратили внимание. Потому что списывание не просто стало более лёгким, но и превратилось в глазах почти всего общества в нормальное явление, менее постыдное, чем, скажем, переход дороги в неположенном месте.
Я учусь на филологическом факультете. Уже в день экзамена по русскому языку некоторые однокурсницы вооружились мобильными телефонами, чтобы суметь вовремя подсказать своим знакомым. Конечно, не за плату, а по-товарищески. Когда менее осведомлённая студентка спросила, почему бы выпускникам не обратиться за помощью к учителям, помощницы ответили, что учителям нужно платить.
Теперь вот гордятся результатами своих подопечных. Мне, наверное, нужно гордиться однокурсницами: у всех больше восьмидесяти баллов. А у тех, кому писали учителя (по словам тех же однокурсниц), чуть больше семидесяти.
Молодцы, будущие филологи! Старались... Обсуждали перед экзаменом свои страхи. Волновались, хватит ли знаний, не сложные ли будут задания. О том, будет ли у их знакомых возможность воспользоваться телефоном, не волновались. А если и волновались, то не так сильно. В серьёзную тему для разговора этот страх не вылился.
Да ладно, Бог с ними, с однокурсницами. Они же совсем недавно сами сдавали. Они же в университете рассказывали друг другу, кому попались плохие проверяющие, а кому хорошие, давшие списать. Большинству попались хорошие.
Но когда обсуждали плюсы и минусы такого нововведения с преподавателем (фамилию преподавателя не называю, а предмет связан с педагогикой), то услышали фразу, общий смысл которой сводился к следующему: "Хорошо, когда проверяющие относятся с пониманием. А у некоторых как будто своих детей нет, следят и не дают списать". Дословно я уже не помню.
И где эти товарищи, обещавшие объективные результаты? Что они теперь делают?
ЕГЭ не сделал результаты объективными. Он лишь изменил отношение к необъективным.
Если раньше списывание было приключением, для которого требовались определённые навыки, а также дерзость, ловкость, сноровка, то теперь это нормальное массовое явление.
P.S. Сознательно не прячу запись. Я не боюсь причинить неприятности списывавшим и тем, кто им помогал. Но и сознательно не называю фамилий. Доказать я ничего не смогу. Я же не записывала разговоров, не хватала никого за руку. Более того, если бы в ходе этого безобразия мне вдруг задали вопрос, я бы постаралась ответить. Сама, конечно, не взялась бы писать за кого-то ЕГЭ. Ничего не могу доказать, поэтому меня можно обвинить в клевете. Но я пишу правду. Я сейчас описываю то, что видела своими глазами и слышала своими ушами.