Хороший пример
wim-winter — 04.12.2016 к одному недавнему разговору. Отвечает Ирина Прохорова, обсуждается какраз вопрос о публикации списков "палачей НКВД":- Но сын за отца не отвечает.
- Правильно. Не отвечает, но я вам скажу, знаете, честно, это долгий разговор, и в пять минут не сделаешь. Это болезненный разговор, как нам это наследие похоронить страшное. Оно нужно даже не столько мёртвым, потому что палачи сошли в могилу и жертвы их сошли в могилу. Это нужно для нас с вами, понимаете? Нам ведь важно не конкретно ковырять что-то, это моя позиция, а признать, что то преступление, то умерщвление огромного количества невинных людей было чудовищно и это никогда не должно повториться. Не должно больше государство иметь возможности развращать людей, да? Одних делать палачами, а других – жертвами. И это самое главное. Если мы хотим общество справедливости. А мы ж с вами справедливое общество? Мы возмущаемся его несправедливостью. Если мы сможем признать, что было такое время и можно было миллионами в ГУЛАГ отправлять невинных людей, а известно, что были невинные люди, их брали по плану для работ, прокладывания дорог и копания там тундры, то тогда, ребята, если мы признаём, что такое возможно, как же мы можем требовать справедливости?
Прохорова - дама косноязычная и не совсем умная. То есть уже тут видна родовая беда... ну, не интеллигенции, а ее части, которая во многом "забрала власть", так скажу.
Эта беда в том, что они не понимают, где какие категории применять. Скажем - государство _всегда_ будет иметь возможность что-то устраивать по своему разумению, не оглядываясь на справедливость. Это его имманентное свойство и пока государство остается государством - оно так будет пытаться делать. И развращать и все остальное.
Справедливость - категория, обращенная к человеку. Это человек судит, справедливо то или иное действие, или нет. И единственный шанс устроить жизнь "по справедливости" - это обращение к людям и работа именно на этом уровне. Медленный, долгий, трудный, чреватый самыми разными поворотами путь. Но - единственный. Других нет. Нет демократии без демократов, нет коммунизма без коммунистов, а на том, что есть - имеем то, что имеем и не надо морщить нос.
Она же апеллирует к государству и желает, чтобы именно оно устроило все "по-справедливости и чтобы не было таких кошмарных ужасов". Ну да, обращается к главному палачу за помощью в искоренении палачей поменьше. Пуфф...
Там, где с точки зрения человека кошмарный ужас, с точки зрения государства - решение насущной проблемы наиболее оптимальными средствами. И единственная возможность поправления ситуации - чтобы выбор некоторых путей решения был сопряжен с такими издержками, что эти пути оказывались бы внизу ранжированного множества альтернатив. А издержки такого рода - это не учреждение комитета по правам человека и не обращение в международные инстанции. Это... нечто посерьезнее.
PS Замечу попутно - история России пестрит примерами, когда выдающиеся люди интересы государства ставили поперед своих человеческих и личных. И это хреново, так как радикально снижает запас устойчивости.
|
</> |