Холопы. БДТ. Андрей Могучий.

Не прошло и полгода – спектакль мы с сыном посмотрели 11 июля 2025 года – как я решила о нём и своих впечатлениях написать. Просто сегодня идём на «Грозу» Андрея Могучего, боюсь, что новые эмоции затмят.
Пару лет назад я вдруг увлеклась театром,
подписалась на массу телеграм-каналов, и мне стало казаться, что
про спектакль "Холопы", действительно, говорят ВСЕ. НО этим
летом, когда я поделилась с парой коллег театральными планами на
отпуск, выяснилось, что уважаемые мной персоны понятия не имеют об
этом нашумевшем хите, на который уже 1,5 года не достать
билетов. Премьера состоялась 14 марта 2024 года.
Но мне удалось! Несколько раз вставала "в бесконечную очередь" на
сайте БДТ, подписалась на группу ВК, в которой анонсируют старт
продаж билетов (кстати, сегодня! начнут продавать на
декабрь-январь) ииииииии в мае мне пришло заветное письмо:
«Вы состоите в листе ожидания на спектакль «Холопы» – мы можем предложить Вам билеты на показы 22,23,24 мая на третий ярус по 1200 и 17 ,19 июня и 10 ,11,12,13 июля - стоимость билетов от 1200 до 15000 рублей».

Очень довольная отпускная театральная Масю

Скажу откровенно, места не самые удачные. И на впечатление это повлияло, потому что не всё было видно и слышно. К тому же продолжительность спектакля — 4 часа 15 минут с двумя антрактами. У нас затекло примерно ВСЁ из-за неудобных поз.

Зато прекрасно видно люстру и зрителей ещё выше нас :)

Как и в прошлый раз – перед спектаклем "Губернатор" – действие на сцене разворачивается задолго до начала. Это завораживает!
Дальше будут спойлеры, но вряд ли значительные для сюжета. Постараюсь всех "интриг" не раскрывать.

Норик – наша с Антоном любовь! "Салам Пополам!"
второго рабочего из Узбекистана, кажется, оставили безымянным. они делают ремонт в здании подозрительно похожем на сам БДТ.
К нашему удивлению, с началом представления рабочие никуда не уходят – наоборот в это ремонтирующееся здание приходят потенциальные покупатели.
В этот раз – и для нас это ново! – на сцене смешиваются две реальности, два времени – век нынешний и век минувший. Очень необычно!

фото с сайта театра https://bdt.spb.ru/spektakli/kholopy/
Как указано в описании:

В общем, оказывается, что современный ремонт происходит в том самом особняке дворянской семьи Плавутиных-Плавунцовых, жившей при Павле I.
Мы видим отражение эпохи – самодурство царя, требующего многажды перешивать мундиры, приказывающего всем выходить из карет и кланяться ему несмотря на и вопреки (главная героиня выбирает "инвалидное кресло", лишь бы не потакать его прихотям), страх

В антракте происходит чуднОе! Из сундука появляются разные персонажи с какими-то байками и присказками. Для тех зрителей, кто отлучается в буфет, происходящее транслируется на экраны за пределами зала.

Тут же на сцене сидит Норик. Он будто "завис" в безвременье.
На самом деле, не очень понятно, что творится. Нечто жутенько и мрачное, на мой взгляд. Что-то про нищету и трущобы, как я это увидела.

В какой-то момент сюжет превращается в детектив. Что же имеет сообщить Княжне её старинный приятель? Почему она взволнована? Что они скрывают?
Эта линия, собственно, самая понятная что ли, очевидная... не только Княжна, мы все в глубочайшем шоке от нового знания. И ничего нельзя (?) исправить. И непонятно как теперь с этим жить. Сообщивший плохую весть и вправду умирает. Будто выполнил свою миссию, и больше нечего делать ему на этом свете.

Казалось бы, причем тут

Во втором антракте по зрительному залу ходит группа китайцев, руководитель проекта рассказывает им / нам историю БДТ, пытается обойти протестующую "сумасшедшую", которая против разрушения и продажи исторического объекта.

На видео можно увидеть, как с этой табличкой фотографируется одна из зрителей. Границы / рамки / пространство / время всё размыто и относительно.
Режиссёр поднимает такое количество серьёзных мощных трагических тем, что если бы не элементы фарса, комедии, нереальности, фантастики, зрители бы погрузились в депрессию. Впрочем в соседней с нами ложе в финале дама рыдала навзрыд. Многие выходили со слезами. Но всё-таки элементы безумия в сюжете позволяют немного "выдохнуть" и даже посмеяться местами.

Придурковатый князь Платон,

фото с сайта театра https://bdt.spb.ru/spektakli/kholopy/

фото с сайта театра https://bdt.spb.ru/spektakli/kholopy/
Разряжает атмосферу (хотя в какой-то момент уже начинает выбешивать) и жена Князя – Lise, которая появляется в гостях у Княжны одетая по последней моде – практически в неглиже... и голосом феи вещает о том, что она была в Парижах, Ниццах, заграницах, как там ей было хорошо, и как было бы славно уехать туда, в Европу, в Париж – ну хотя бы через Константинополь :Р
Как говорится, никого не напомнило.

фото с сайта театра https://bdt.spb.ru/spektakli/kholopy/
Конечно, это не просто постановка, это настоящий аттракцион из неожиданных решений, авторских находок, "пасхалок", шуток и эпатажа...
Если на спектакле "Губернатор" я подпрыгнула от громкого звука выстрела, то здесь – от внезапного соло контртенора о_О
Безусловно, это было мощно. Шокирующе. Пронизывающе. До глубины души.
Да, нам понравилось.
Думала, что будет тяжелее высидеть 4+ часа, но нет, действие увлекает и захватывает. Некогда зевать и уставать.
Очень много эмоций, смыслов, мыслей, чувств. Много отзывается, заинтересовывает.
Мы с сыном как раз накануне были в Гатчине, в том числе во дворце Павла I. Слушали экскурсовода, потом ещё лекции Владимира Мединского про биографию самого противоречивого императора. В общем, немного были подготовлены "к теме" (одной из в спектакле). Могли составить своё мнение о том, как представлен Павел, а точнее – как указано в программке "Мысль об императоре Павле I".

В то же время в "Холопах" как будто всего было слишком много. Разного. К финалу у меня уже закончились переживательные нервы, и сил со-чувсвтовать катарсис не осталось. Переизбыток всего. Ну и завышенные ожидания тоже, да. Слишком большой шум вокруг. Очень сложно было не ждать чего-то ВАУ!
Бывают и такие мнения в телеграме, например. Но большинство отзывов и рецензий крайне восторженные и положительные.

Моя подруга на день раньше нас ходила первый раз на постановку Могучего и вышла в полном восторге. Смотрела на одном дыхании.
А нам с сыном "Губернатор" понравился больше. Он более цельный ёмкий понятный. Более однозначный, простой. И гениальный.
Актёрская игра превосходная. Как и всегда в БДТ.

портрет актрисы Алены Кучковой (Агнички) в фойе БДТ

портрет актера Виктора Княжева (Платона) в фойе БДТ

портрет нар. артистки Марины Игнатовой (Княжны) в фойе БДТ

фото с сайта театра https://bdt.spb.ru/spektakli/kholopy/
И да, лучше всех, конечно, сыграл мопс Бьютька
БравО!
Хотим сходить ещё (не) раз.

#масюрекомендует
|
</> |