Холокост - это смешно?
nafnafa — 16.04.2015 Вот о чём хочу вас спросить - насколько уместен юмор на тему Холокоста?Подрждите фыркать и писать категорическое "да как можно!", очень даже можно, но вот каждый решает для себя в какой степени можно.
В соответствии с теорией о том, что юмор помогает пережить травму, то даже настоятельно рекомендуется.
Свеженькое - буквально в феврале разгорелся скандал на выставке польских художников в Эстонии.
Как рассказывает корреспондент НТВ Сергей Холошевский, изучивший экспозицию, организаторы выставки «Моя Польша. Вспоминая и забывая» в эстонском Тарту решили пошутить над одной из самых трагичных страниц в истории Второй мировой войны. Холокост для польских художников (а именно их работы выставлены в Музее искусств Тарту) — лишь тема для юмористических комиксов и повод, как им кажется, для легкой провокации.
Так, на видео от художника Артура Жмиевского (кстати, оно запрещено в Германии) — газовая камера в концлагере Освенцим, в которой абсолютно голые люди радостно играют в салочки перед казнью. В другом эпизоде бывшего узника Освенцима уговаривают обновить татуировку с порядковым номером 80064, сделанную в лагере смерти. Польские художники уверены: иногда над холокостом можно и посмеяться.
Юлия Полуяненкова, координатор выставки «Моя Польша. Вспоминая и забывая»: «Юмор и ирония — это один из способов пережить травму. Эта выставка не говорит о самом событии. Она пытается понять, как мы, новое поколение, пытаемся справиться с этой травмой, оставленной в наследство».
Польская выставка уже вызвала бурю возмущения. Еврейская община Эстонии недоумевает: как можно смеяться над трагедией?
Илона Смушкина, глава Тартуской еврейской общины: «Я не в состоянии больше трех секунд смотреть на то, что показывали в газовой камере. А вот того старика, которого мучали в Аушвице, теперь мучает какой-то молодой человек, который делает произведение искусства».
***
ОК, это выдающийся случай.
Тогда едем дальше.
В Тель-Авивском университете существует курс "Юмор и Холокост". Там вполне серьёзно изучают смешные вещи, как то:
Сколько евреев помещается в фольксваген? - 15. Пять в салон и десять в пепельницу.
Что, вам не смешно? Вы считаете это слишком грубым? А между прочим, ТАУ - это вполне себе государственное образовательное учреждение и подобный пикантный курс не прошёл бы без одобрения Министерства Образования.
Вот вам другой анекдот, не такой неудобный:
Приходит еврей с работы и говорит жене:
– Слушай, Сара, не могу больше терпеть нацистские зверства!
– Не переживай так, Хаим. Мы пойдем и убьем Гитлера. Главное, чтоб ты не беспокоился.
Сказано – сделано. Достала Сара из сундука пару винтовок. Хаим прикрутил оптические прицелы. Залегли они на чердаке, напротив того места, где, по их расчетам, должен был проезжать Гитлер. Час пролежали, второй, а никто не едет. Три часа прошло, четвертый проходит… Вот Сара и говорит:
– Слушай, Хаим. Я надеюсь, что с ним ничего не случилось…
***
Сара Блау в большой статье»В газовую камеру с улыбкой, появившемся » в израильской газете «Хаарец» как раз между чествованиями 60-летия освобождения Освенцима и открытием нового здания музея Холокоста «Яд Вашем» в Иерусалиме, пытается ответить на вопрос, допустима ли сатира и юмор по поводу Холокоста. «”Гитлер… помидор” автоматически растягивает губы в улыбке, – пишет Сара Блау, – но в то же время вызывает неудобство, даже чувство вины. Что здесь делать, закусить губы или грубо расхохотаться?» Сегодняшним израильтянам неудобно. Хотя почему? Смех глубоко заложен в человеческой психике.
Когда умрет последний человек, переживший Холокост, считает Сара Блау, то в Израиле начнется оргия дикого веселья. Израиль накроет волна анекдотов и шуток про Холокост. Отчасти это началось уже сейчас. До сих пор Холокост существовал в израильском и еврейском юморе как бы за кадром. Над чем здесь смеяться? Шесть миллионов погибших – что тут смешного? Над гибелью миллионов погибших евреев невозможно шутить даже лучшим еврейским острословам.
Острословам - нет, а вот рядовым обывателям конца сороковых - да. Уцелевших в Холокосте эмигрантов Израиль встретил обидным заявлением, что те дали себя «уничтожить, как стадо на бойне» и вообще непонятно, почему они живы, если «всем известно», что нацисты убили всех евреев. Послевоенных репатриантов из Европы в Стране Израиля дружно звали «сабоним» – мыло, ведь «Гитлер вас на мыло предназначил». Миф о том, что нацисты варили из евреев мыло, пущенный с легкой руки председателя Еврейского конгресса Стивена Вайза в Швейцарии в 1942 году, крепко укоренился в сознании людей. Позже выяснилось, что мыла из евреев никто не варил, а вот словечко «сабоним» оказалось живучим, как и миф о еврейском мыле.
В скетче Этгара Керета «Израильское лобби» на олимпийских соревнованиях по бегу с препятствиями два израильских спортивных функционера пытаются убедить немца дать фору израильскому участнику из-за «долгов за прошлое».
– В любой шутке всегда есть вопрос: «Над кем смеемся?», – говорит Узи Вейль, который тоже пишет скетчи для «Камерного квинтета». – Если юмор – это оружие, то против кого мы воюем? Кто они – «плохие»? Против коммерциализации Холокоста, против лицемерия, против несоответствия высоких слов и истинных наших чувств, когда такие сильные эмоции дают ничтожные результаты. Любая ирония, высмеивающая такое несоответствие, – вполне легитимна.
Михаэль Дорфман: "Я могу доказывать своему отцу, пережившему немецкую оккупацию и потерявшему двух сестер и множество родных и друзей, что юмор – лучшее лекарство, лучший способ понять и запомнить, увековечить память. Когда же дело перейдет к анекдоту, то я боюсь, что он не будет слушать, а прекратит разговор и сердито уйдет из комнаты.
В культовом фильме 1968 года «Продюсеры» два еврея-мошенника Бялосток и Блюм с целью выманить деньги готовят мюзикл «Весна Гитлера». Гитлер поет любовные песни, а шоу-девочки в нацистских мундирах пляшут и поют что-то бродвейско-еврейское. Джин Уайдер, сыгравший Блюма, рассказывал, что режиссеру Мэлу Бруксу уже в те далекие 60-е непросто было пробить комедию «Весна Гитлера». Три года Брукс и исполнитель главной роли, несравненный Зеро Мостель (сыгравший, кстати, и первого Тевье-Молочника в бродвейском мюзикле «Скрипач на крыше») искали деньги. Фильм собрал урожай «Оскаров», по нему поставили спектакль на Бродвее, идущий почти без перерыва до сего дня.
***
И последнее, самое неоднозначное.
Пять лет тому назад Адолеку Корману, бывшему узнику концлагеря Освенцим, исполнилось 90 лет. Свой юбилей дедушка решил отметить по-особенному - чтобы запомнилось на всю жизнь. Он собрал всех своих взрослых внуков и привез в Польшу, где в день своего рождения под стенами Освенцима решил записать клип на знаменитую песню Глории Гейнор "I will survive". Перед воротами концлагеря и возле печей крематория, на фоне печально известной надписи "Работа освобождает" он зажигательно отплясывал вместе со своими внуками. Перед этим Адолек провел экскурсию по тем жутким местам, где боролся за жизнь и чудом выбрался на волю. Разъяснив потомкам все тяготы пребывания в Освенциме, дедушка нарядился в кофту с надписью "Я выжил!" и отпраздновал своё 90-летие танцами у стен концлагеря. Видео снимала его дочка, художница из Австралии Джейн Корман, которая и выложила видеоролик на Youtube.
Оставим в сторонке то, что вобще-то песня о несчастной любви, главное - это лейтмотив "I will survive".
Так вот, комментарии к видео делятся на два лагеря:
* Молодец дедушка, это очень трогательно!
* Вы что, не видите что это плевок во всех, кто НЕ выжил?! Дед танцует на костях и радуется.
Я принадлежу к первым. Я пыталась понять логику вторых и мне это удалось, но я её не принимаю.
|
</> |