Холодная красота Якутии. Продолжение. Тикси - крик о помощи...

топ 100 блогов Сообщество «СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР»08.03.2015

Изображение

Это побережье моря Лаптевых. Бухта Тикси. Впервые ее описал в 1739 году  русский полярный исследователь Дмитрий Лаптев. Тогда ей дали название "Губа Горелая".  В 1878 году пустынные берега бухты "Горелая" посетили знаменитые  пароходы "Вега" и "Лена". И именно тогда один из участников экспедиции А.Э. Норденшельда и А.Сибирякова, действующий член Российского Географического общества, гвардии лейтенант Оскар Нордквист, очарованный красотою бухты, выразил свое мнение о неуместном названии ее "Горелой". Он считал что сама бухта как бы говорит о новой встрече с ней. Тогда узнали у переводчика как звучит на местном наречии  слово "встреча" - "Тикси".  Членам экспедиции и Норденшельду понравилось это приятное на слух название, но с особым значением, - и бухта получила свое нынешнее название. 

В 1932 году  пароход "Лена" доставил в бухту Тикси первых зимовщиков. которые основали первую метеорологическую станцию.  А уже в 1933 году  на пароходе "Товарищ Сталин" был доставлен отряд Лено-Хатангской экспедиции, которые и заложили порт и поселок Тикси.

Тикси -  центр Булунского района (улуса) Республики Саха (Якутия). В советское время Тикси довольно планомерно развивался, здесь было налажено регулярное авиационное сообщение с Якутском и Москвой, сюда заходили суда, следовавшие по Северному морскому пути в Ледовитом океане, во время хоть и короткой летней навигации ходили рейсовые и круизные теплоходы до Якутска. Также в Тикси базировались метеорологи, была крупная полярная станция, обсерватория, занимавшаяся полярными исследованиями. Когда Север начал пустеть, население сократилось, но возложенные на него обязанности поселок исправно выполнял, являясь к тому же районным центром. Ситуация резко изменилась после распада СССР. 

Русский Север никогда не был чем-то понятным и беспроблемным. Его осваивали, его покоряли - не ради собственного тщеславия, но ради укрепления рубежей страны, ради укрепления её промышленной и оборонной мощи. О Севере ходит много легенд - как древних, так и новых. Но, похоже, в ближайшем будущем от многих северных посёлков и городов и останутся одни лишь легенды. Сегодня из уст чиновников разного ранга, в том числе и президента Путина, можно услышать бодрые призывы к развитию Арктики и её природных богатств, но все слова не подтверждаются никакими делами. Не является исключением и Тикси. 1 октября 2012 года закрыли местный аэропорт, и теперь посёлку в самом ближайшем будущем грозит гуманитарная катастрофа.

О закрытии аэропорта и некоторых предшествовавших событиях корреспонденту портала «Евразия» рассказал бывший житель посёлка, государственный советник Налоговой службы, в советское время - первый секретарь обкома комсомола Якутии АндрейФедотов. По его словам, аэропорт Тикси всегда имел двойное назначение - на нем базировались военные и гражданские воздушные суда. При этом практически вся аппаратура обслуживалась именно военными. В советское время в Тикси базировался штаб Арктической группы войск.

Также в Тикси стояли части противовоздушной обороны, которые следили за воздушным пространством очень большого участка границы Советского Союза. Базировалась там и большая авиагруппа - транспортные самолеты, имелась и крупная полоса взлетно-посадочная, которая могла принимать самолеты бомбардировочной авиации и так далее. В связи с этим неудивительно, что Тикси до самого последнего времени был напрямую связан с Москвой и с другими городами Центральной России. Из московского аэропорта «Внуково» сюда летал прямой рейс.

Несколько лет назад военные стали покидать Тикси, а два года назад было принято и вовсе вывести части из посёлка.

На сегодняшний день Тикси фактически отрезан от внешнего мира. Морем и рекой Леной он связан с Большой землёй только три месяца в году, во время навигации. Грунтовых и никаких других наземных дорог там нет, единственная связь с Большой землёй - воздушная. Сейчас из Тикси можно улететь только вертолетом. «Вертушек» - две, это МИ-8, которые берут на борт не более двенадцати пассажиров. Много багажа взять нельзя - вертолёт не резиновый. Доставка различных грузов осуществляется всё теми же «вертушками».

Из Тикси пассажиры летят в небольшой северный поселок Усть-Куйга, где нет даже горячего питания - там просто авиационная площадка, куда приземляются Ан-24. Дальше пассажиры перегружаются в Ан-24 и уже летят в Якутск, из Якутска - во все концы страны. Вот такая сложная схема. Более того, эта схема, конечно, не может обеспечить жизнедеятельность Тикси - два вертолета на десять тысяч населения при сложных погодных, климатических условиях - там постоянные ветра, холод и т. д. А если одна, или, не дай Бог, обе интенсивно используемые «вертушки» выйдут из строя - люди останутся один на один с Белым Безмолвием. Это не сюжет фильма ужасов, это - вполне реальная перспектива.

Сегодня температура в квартирах в Тикси не поднимается выше 13-15 градусов. Уже не работает детский сад. Говорят, школы пока не закрылись, но неизвестно, что будет. Режим чрезвычайной ситуации в Тикси, одном из крупнейших населенных пунктов на Арктическом побережье, пока не объявлен, но, скорее всего это лишь вопрос времени. «Такое впечатление, что тот, кто виновен, пытается замять это дело, сделать вид, как будто всё хорошо и прекрасно, - полагает Федотов. - Но это до первого ЧП. И имеются все признаки того, что может случиться гуманитарная катастрофа. А как туда завозить продукты? Говорят - повезем вертолетами. А кто считал, сколько будет стоить буханка хлеба и яблоки? Можно представить себе, да? Если только сегодня уже 120 рублей за килограмм картошки, которой ещё и не хватает».

Ну, а что же российские власти? Буквально на днях вице-премьер России Аркадий Дворкович в ходе заседания под руководством Дмитрия Медведева, заявил о том, что все проблемы, вызванные закрытием аэропорта, решены. Сюжет об этом прошел по телевидению. То, что население Тикси было шокировано высказываниями чиновника - это слабо сказано.  

Я не нашел старых фотографий Тикси, советского периода, но взглянув на фотографии сегодняшние, вы можете понять, какая тут царит разруха.

Эти фотографии сделал в 2008 году блоггер с ником kitv,

и вот, что он пишет в эпилоге своего повествования: "Я был во многих заброшенных городах бывшего СССР, и в старом Норильске, и в Припяти, и старых кварталах Владивостока на мысе Чуркин. Мне кажется что с такой тотальной разрухой - здесь я встретился впервые."

Итак фоторепортаж от kitv:

 

Изображение

В городе проживает около 6 000 человек, и конечно сегодня он переживает не самые лучшие свои времена. 

Изображение Собственно - это центр города, его центральная улица.

Изображение

Помимо жилых домов, здесь располагается гостиница Моряк. На мой взгляд, интересна она следующим фактом: 4 этажа, 1-й магазин, 2-й собственно гостиница, 3-й музей, 4-й еще как-то общественное заведение.

Изображение


Изображение

Подходящий для местности транспорт

Изображение

Морские контейнеры приспособлены под сараи, кладовки...

Изображение

В 1959 году в Тикси была основана авиационная база (отсюда крупный аэропорт), которая сегодня после фактического банкротства арктического пароходства и морского порта, может считаться единственным предприятием, способным хоть как-то влиять на жизнь поселка.

Изображение

Многие местные жители считают что если закроют военную часть, то им останется только куда-то уехать.  Впрочем похоже многие так уже и сделали...

Изображение

Когда -то здесь было довольно активное движение и дорожные знаки служили по своему назначению. А сегодня скопление ненужных знаков у покинутого дома вызывает любопытные ассоциации, - ожидание, надежду  когда-то кому-то пригодится

Изображение

В городе, пока еще, -все что необходимо сегодня для жизни человека привыкшего к благам цивилизации. В магазине с зеленой крышей я купил себе тел карту Мегафон ДВ, и спокойно прогуливаясь по городу общался с Москвой. Есть телевидение, интернет и т.д.

Изображение

Продукты питания и все необходимые товары завозят сюда раз в году в северный завоз. Конечно наличие аэропорта позволяет доставлять самое необходимое круглогодично. (Вспомним, что через 4 года аэропорт закрылся)

Изображение

Эта часть города, в которой мы находимся, удалена от моря, и является своего рода центром, сосредоточием жизни горожан. Но уже и здесь есть дома с пустыми глазницами окон...

Изображение

Ресторан "Север" с веселенькой крышей. Будим помнить что 8 месяцев - здесь все белое от снега, метелей и т.д. Веселенькие яркие цвета - это суровая необходимость.

Изображение

Наверное - это старый город. Тот самый, с которого Тикси начинался. Здесь ближе море. Но это Вам не Сочи, ветра, пурга с моря, с Арктики... И вот чем ближе к морю, - тем меньше здесь жителей.

Изображение

Тем больше разруха! Когда то в этих окнах кипела жизнь, которая никогда уже сюда не вернется!

Изображение

Температура воздуха в этот день била все рекорды! Около +20-23 С. Солнце не только ярко светило - но и приятно согревало!.
И город в лучах солнца - выглядел очень привлекательно, даже ярко. Несмотря на всю свою действительность.

Изображение

Чем мы гордимся?
1910-1915 гг -Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач".
1932 г. - Первый сквозной рейс по северному морскому пути О.Ю. Шмидта на пароходе "Сибиряков"
1977 г. - 17.08 в 04 часа атомный ледокол Арктика впервые в мире достиг Северного Полюса

Изображение

В 1938 году был образован Тиксинский арктический морской порт.

Изображение

В 1952-1955 Тиксинскому морскому порту передаются буксирно-лихтерные суда  из Мурманска, Архангельска, Владивостока, часть флота Колымского Пароходства треста "Дальстрой", того самого который использовался для доставки в том числе и заключенных в структуры ГУЛАГа. Сегодня останки этих судов разбросаны, затоплены по всей акватории порта, а также нашли свое последнее  пристанище у острова Брусилова, расположенного в центре  Тиксинской бухты.

Изображение

На безе флота Тиксинского морского порта в 1967 году было создано Северо-Восточное управление флота, и уже с начала 70-х, суда не консервировались на зимний отстой, а уходили в работу в Дальневосточный бассейн. Фактически суда обслуживали уже не только северный завоз для собственных нужд, но и работали в аренде других компаний предприятий, в том числе зарабатывая валюту для государства на международных перевозках. Сегодня здесь пусто, и очень грустно, в том числе и по этой причине. 16 судов - флот Арктического Морского Пароходства, созданного на базе Северо-Восточного управления, - если и работает то по всему земному шарику. Мне довелось видеть одно из судов пароходства -  сухогруз "Садриддин Айни" во Владивостокском порту в 2010 году.

Изображение

В таком же печальном состоянии находятся и портовые сооружения.

Изображение

В нижней части города, расположенной между морем, портом и городом в котором еще сохраняется жизнь - расположены абсолютно раздолбанные кварталы.

Изображение


Изображение


Изображение

Сложно комментировать подобные фотографии. Да когда здесь была жизнь, вершились судьбы сотен людей. Здесь влюблялись, женились, воспитывали детей, в потом уехали. Что вынудило? Это уже история. И все что здесь было до, осталось лишь в воспоминаниях очевидцев.

Изображение


Изображение

Хороший фон для такой надписи, не так ли?


Вот тут еще один пост с фотографиями, человека, который начинал свою деятельную жизнь в советском Тикси и его глубокой горечи, когда он вернулся сюда в наше время  -  http://dnevniki.ykt.ru/Gim-in/493421


А пока остается только слабая надежда, на днях  главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что арктический аэродром Тикси с 2017 года станет местом постоянного базирования самолетов фронтовой авиации и перехватчиков МиГ-31...


В следующей части фотографиями Ленских столбов, постараемся исправить тоскливое чувство о посещения Тикси...

Оставить комментарий

Svyaz Zagranitsa 18.04.2018 12:42
кашмар а я там служил
Архив записей в блогах:
...
Фотограф Патрик Личфилед ...
Мадуро заявил, что будет в судебном порядке добиваться отмены санкций против PDSVA и снятия запрета на распоряжение ее счетами. Учитывая, что сроки судебных разбирательств могут составлять годы, заявление Мадуро может вызывать лишь удивленное пожатие плеч. США, кстати, сразу же обусловили ...
Как бы я не уговаривала себя, что уж теперь-то точно все цветочки на своих местах, не тут-то было! Вряд ли в следующем году меня не настигнет очередная многоходовка с пересадкой пиона, которому "тут слишком жарко", на место другого пиона, которому "тут слишком тесно", а его надо.... куда? ...
Давно уже заметила: в Москве можно отлично одеваться, потратив минимальное количество денег. Прошли те времена, когда любую хорошо сидящую одежду я вывозила из Европы. Сейчас вполне можно отправиться в какой-нибудь "Вавилон" или "Мегу", и, пробежавшись по понравившимся магазинам, удовлетво ...