
«Ходоки у Ленина» и «Встреча у раввина»

Композиция картины «Ходоки у Ленина» позаимствована из работы «Встреча у раввина» американца Талли Филмуса.

В первой декаде февраля российский сегмент соцсетей обошли две репродукции. Одна изображала знаменитую картину художника Владимира Серова «Ходоки у В. И. Ленина» (1950)

Эту картину советского художника Владимира Серова знают все. По общему мнению, именно на ней образ Ленина самый убедительный. За картину Серову была присуждена Сталинская премия II степени. В ходе работы над полотном художник сделал пять эскизов. В поисках сюжета он не раз посещал Смольный, осматривал кабинет Ленина и его квартиру.
В ходе работы над полотном художник сделал пять эскизов. В поисках сюжета он не раз посещал Смольный, осматривал кабинет Ленина и его квартиру.

На другой, как утверждалось, была запечатлена работа Талли Филмуса «Встреча у раввина» (1908). Поразительное сходство поз и расположения персонажей вплоть до мельчайших деталей не оставляло сомнений: одно произведение написано на основе другого, просто сменились герои и тема. И поскольку полотно Серова датировано значительно более поздним годом, получалось, что маститый художник срисовал у малоизвестного иностранца. Это породило волну комментариев из серии «в этой стране практически всё было краденое». Некоторые приводили дополнительный аргумент в пользу этой теории: настоящая фамилия Серова была Раппопорт, то есть еврейская тематика была ему не чужда.
И если взаимное расположение фигур можно объяснить совпадением или некоей традицией, то руки сидящих персонажей не оставляют сомнения в копировании: Первые комментаторы правы, но с оговоркой. Американский художник Талли (Нафтали) Филмус родился в 1903 году в Российской империи, в бессарабском местечке Атаки (ныне молдавский город Отачь). В 1913 году его семья перебралась за океан, в Филадельфию, где в 1927 году молодой человек окончил Пенсильванскую академию изящных искусств. Дальше в биографии Филмуса были Париж, Флоренция, Рим и, наконец, Нью-Йорк, где он обосновался по возвращении из Европы и арендовал ателье совместно с будущим лидером абстрактного экспрессионизма Виллемом де Кунингом.

В отличие от коллеги, Филмус тяготел к реализму и на протяжении своей творческой карьеры создал, в частности, немало произведений на темы хасидской жизни. Поэтому ничто не мешало Филмусу написать подобную вещь не в 1908 году, а в 1930–1940-е годы, до картины Серова. При этом американец дожил до 94 лет, так что вполне мог создать картину и после появления последней. Что касается самого факта существования работы Талли Филмуса, то в этом сомнений вроде бы нет. Благодаря сайту-агрегатору результатов аукционов известно, что его произведение с английским названием In the Rabbi’s Study (холст, масло) ушло с молотка 10 июня 1992 года. В углу полотна стоит знакомая по другим работам художника подпись. Однако остаётся нерешённой важная проблема — датировка. До начала флешмоба Филмус — Серов вышеупомянутый сайт содержал единственное упоминание этой работы в интернете. В двух основных альбомах произведений художника (Tully Filmus. Selected Drawings 1971 года и Tully Filmus 1963-го) подобного произведения тоже нет. Правда, в одном из набросков можно узнать элементы будущей работы.

Проблема в том, что Филмус вообще не имел привычки ставить
даты на своих произведениях, поэтому прикинуть время создания In
the Rabbi’s Study можно, лишь соотнеся его с вехами творческого
пути художника. Коллекционер еврейского искусства Зигмунд Балка
отмечает, что до Второй мировой Филмус рисовал преимущественно
улицы Нью-Йорка, но после ужасов Холокоста сфокусировался на жизни
еврейской общины. «Он верил, что его талант должен
помочь сохранить культуру штетлов (еврейских поселений в Восточной
Европе. — Прим. ред.)…» — добавляет Балка. Это мнение
подтверждают каталоги работ Филмуса, вошедших в его альбом, а также
картины на еврейскую тематику, информация о которых есть в
свободном доступе. Аналогичный вывод можно сделать из
биографической энциклопедии, посвящённой 1964 году в США. Конечно,
нельзя сказать, что Филмус не помнил о своём происхождении и до
войны — например, в 1936 году одна из его картин стала частью
коллекции работ американских художников, которую предполагалось
подарить Художественному музею Биробиджана. Однако презентовал он
не связанную с религиозной тематикой работу «Малыш» (в каталоге
значится как «Голова мальчика»).
Таким образом, с высокой вероятностью «Встреча у
раввина» была написана после 1945 года, позже 1950
года, когда Серов создал свою картину. К примеру, рисунок Филмуса
под названием «Дискуссия» с похожим разворотом голов был закончен,
согласно каталогу, в 1962 году.
Источник: israel.artfbb.ru
Статья проиллюстрирована изображениями из Интернета.