хочу все знать: как мы учимся?

топ 100 блогов avva02.06.2017 Я хотел бы понять, что на самом деле известно нейробиологам о том, как мы учимся что-то делать.

Загадочный процесс обучения кажется мне ключевым для понимания того, как мы вообще чего-то добиваемся. Когда мы учимся что-то делать (ловить мяч, играть на музыкальном инструменте, говорить на чужом языке, ходить...), это всегда включает в себя множество повторений с осознанной обратной связью, т.е. мы сознательно понимаем, что мы это делаем хорошо/плохо/лучше/хуже. Со временем правильное движение мускулов (пальцев рук, рта и языка, ног...) становится автоматическим или полуавтоматическим - мы чему-то научились. С одной стороны, этот процесс требует осознанной коррекции: просто повторять много раз, не получая обратной связи и не осмысливая ее, обычно не помогает. С другой стороны, этот процесс не поддается сознательному управлению. Невозможно (к сожалению?) срезать путь и сказать себе: я знаю, что пальцы для игры на фортепиано должны двигаться так-то и так-то, вот я их теперь и буду всегда правильно двигать. Или: я знаю, что правильный порядок слов в иностранном языке такой-то, теперь я всегда даже при быстрой речи буду ставить слова в правильном порядке. Это не работает. Одного знания, как правильно, не хватает, чтобы научиться делать правильно: нужно это большое число повторений с обратной связью.

Тот факт, что обучение самым разным вещам внешне выглядит столь похоже: повторение с осознанной обратной связью - приводит к предположению, что в мозгу есть какой-то общий механизм/алгоритм обучения. Известно ли ученым что-то достоверно о том, существует ли такой общий механизм и как он работает на уровне устройства мозга?

Например, популярные книжки и статьи часто утверждают примерно следующее: что повторение одних и тех же действий снова и снова "укрепляет" определенные синаптические связи между нейронами, пока наконец не образуется маршрут из особенно тесно связанных нейронов, который и является овеществлением нового "умения" - нам легко теперь что-то делать, не задумываясь, потому что сигналы легко проходят по укрепленным связям. Я хочу понять, насколько эта картина, которую я только что описал, действительно является научной моделью, описанной в статьях и подтвержденной в экспериментах и понятой в каких-то деталях, или это скорее такая красивая метафора, просто-история ("just-so story"), основанная на туманных представлениях о роли нейронов, но на самом деле мы реально не знаем, как это происходит. Кто-нибудь знает?

Буду очень благодарен за мнения знающих людей на эту тему, а также за ссылки на авторитетные и свежие научные монографии или обзорные статьи (пусть даже написанные совсем для специалистов - главное, что не популярные), проясняющие, что мы на данный момент знаем о процессе обучения.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Княгиня императорской крови Елена Сербская (Елена Петровна) (1884-1962). 1911 год. ...
Особняк Альберт-Холл с богато украшенными балконами и изящными арками, типичными для стиля возрождения королевы Анны, построенный в 1870 Ричардом Норманом Шоу, по праву считается одним из самых роскошных жилых домов в Лондоне. Расположенный в районе Южный Кенсингтон, он ознаменовал ...
Впервые на моей памяти произошло такое наложение праздников. Сегодня не знаешь как отвечать и поздравлять. Кто-то Пасху празднует, кто-то исключительно Первомай. Тем более, что в этом году, как я поняла юбилей у профсоюзов. Вот и моя подруга была сегодня на Демонстрации. А вы чт ...
Приятно смотреть, как ублюдков тычут мордочками в лужицу. Вдвойне приятно смотреть, как ублюдков тычут мордочками в лужицу такие же ублюдки по приказу общего хозяина. Есть в этой маленькой (но лиха беда начало!) сомализации процесса некая экзистенциальная ...
Мельдоний говорите? хе... ...