Хочу поделиться впечатлениями

Несколько дней назад на Первом канале показали фильм про Тухачевского, не документальный, а художественный фильм. Тухачевского играет Чубченко. Мне нравится этот актёр. Несколько лет назад на канале НТВ шёл сериал «Шеф», Чубченко там играл шефа полиции, и я весь длинный сериал посмотрела только ради него. Но фильм о Тухачевском я смотрела только полчаса, больше не смогла, очень больно и страшно. К Тухачевскому у меня особое отношение. У него было три особенности, отличавших его от окружающих. Он был благородного происхождения, его генеалогическое древо прослеживается до Священной Римской империи. Я потомок революционеров, и особого уважения к древности рода у меня нет. Лозунг Великой Французской революции был «Аристократов на фонарь!», не за какие-то проступки, а просто за то, что аристократы. «Гильотины весёлый нож режет шею Антуанетты». Но то, что Тухачевский при таком происхождении стал на сторону народа, конечно, вызывает уважение. А ещё Тухачевский играл на скрипке, предавался этому занятию.
Из фильма я узнала, что он мечтал сделать для себя скрипку собственными руками, но для этого нужно было какое-то особое дерево. Вот в фильме ему пластины этого дерева привезли, и это его очень обрадовало. И третья особенность – Тухачевский был изумительно красивым человеком, от него невозможно было глаз оторвать. Об этом рассказала в своих воспоминаниях, в частности, Ларина-Бухарина, жена Николая Ивановича Бухарина. Фильм начинается с того, что к Тухачевскому и его товарищам попадает некая зелёная папка, я уже когда-то об этой папке рассказывала. Некий партийный деятель в архивах царской охранки обнаружил дело агента Виссарионова, Виссарионов – это Сталин, там и фотографии этого агента были, там были и отчёты агента Виссарионова. Из этих отчётов царская охранка знала о революционерах всё, что знал о них Сталин. Человек, который нашёл эту информацию, вышел из здания архива и, никуда не заходя, пошёл на вокзал, сел в поезд и поехал в Киев. Первым секретарём ЦК КП(б)У был тогда Косиор, его товарищ по большевицкому подполью, близкий друг, которому он абсолютно доверял. Он показал папку Косиору, а Косиор пригласил Якира, главного военачальника Украины. Якир решил, что эту информацию нужно довести до сведения военных. Поехали в Москву и показали папку Тухачевскому. Вот фильм начинается с того, что Тухачевский получает эту папку. Тухачевский пригласил своих товарищей-военных и ознакомил их с содержанием документов из зелёной папки. Что со Сталиным что-то не так, чувствовали многие. Ленин сказал: «Товарищ Сталин – нравственно инородное тело в рядах нашей партии». Вот эту нравственную инородность чувствовали все. Известно, что Ленин в документе, который называется его политическим завещанием, предупреждал о том, что Сталину нельзя предоставлять много власти, сказал о нём: «Это восточный повар, который любит готовить острые блюда». Он хотел помешать Сталину стать генеральным секретарём с помощью Шалвы Окуджавы (отца Булата Окуджавы). Но Шалва Окуджава его не понял и всё испортил.
Но я про Тухачевского. Тухачевский и товарищи решили обнародовать содержимое зелёной папки на политбюро ЦК и там же арестовать Сталина как провокатора, агента царской охранки. Но Сталину об этом плане стало известно. Я читала эту историю в американском журнале «Лайф», вернее, не сама читала, а мне прочёл её и перевёл мой сослуживец по ЦНТБ по архитектуре Николай Ефимович Бурченков. Ему дали журнал его друзья из американского посольства. Журнал «Лайф» переводился на русский язык. Я пошла в Ленинскую библиотеку… От журнала «Вопросы литературы» у меня была бумага, по которой в Ленинской библиотеке меня пускали в спецхран. В спецхране была подшивка журнала «Лайф» на русском языке. Но в этой подшивке нужный мне номер журнала отсутствовал. Конечно, не случайно. О замысле Тухачевского и его товарищей стало известно Сталину. Я знала, что Сталину об этом сообщил нарком Клим Ворошилов, который был верным рабом Сталина ещё со времён обороны Царицына, я об этом уже рассказывала. Но в фильме, о котором я говорю, была изложена другая версия. В Большом театре была такая певица Вера Давыдова, хорошая певица и изумительно привлекательная женщина. Я помню, что к ней был неравнодушен отец моей главной школьной подруги Люси Хуторянской. Когда Михаил Семёнович Хуторянский говорил о Вере Давыдовой, у него лицо менялось, и голос менялся, он её воспевал чуть ли не в стихах. К Вере Давыдовой был неравнодушен Тухачевский, и Сталин тоже за ней ухаживал. Так вот, если верить фильму, Тухачевский вроде бы поделился с Верой Давыдовой новой информацией о Сталине, а она сообщила об этом Сталину. Но я что-то в это плохо верю. Не думаю, что Тухачевский стал бы говорить об этом с певицей. Сталин был очень непривлекательный, маленький, рябой, одна рука заметно короче другой, и красноречивым он точно не был, необразованный, всего образования – незаконченная духовная семинария. И мне трудно поверить, что женщина предпочла Сталина Тухачевскому.
Фильм о Тухачевском – одно из моих самых сильных впечатлений за последние месяцы. Я из-под этого впечатления выбраться не могу.
|
</> |