
Хоббиты для хиппи

Книги Джона Рональда Руэла Толкина, глубоко религиозного оксфордского профессора и ветерана Первой мировой войны, оказали огромное влияние на контркультуру 1960-х годов. Сегодня трудно представить себе, чтобы зрители кинотрилогий "Властелин колец" и "Хоббит" после просмотра фильма задумались бы о резкой смене образа жизни или превращении в радикальных активистов.

...То было время секса, наркотиков и рок-н-ролла, протестов против войны во Вьетнаме и демонстраций за гражданские права и права женщин. Кто бы мог подумать, что вдохновителем этого социального возмущения станет филолог-христианин из Оксфорда, одетый в консервативный твид?
Но в 1960-е годы, эпоху ускоряющихся социальных перемен, когда начинали взрослеть 42 миллиона послевоенных детей, толкиновские "Хоббит" и "Властелин колец" стали обязательным чтивом зарождающейся альтернативной культуры.
Ими зачитывались студенты, художники, писатели, рок-музыканты и другие вожаки культурных перемен. Лозунгами-граффити "Фродо жив" и "Гэндальфа в президенты" запестрели станции метро по всему миру.

Продуманный до мелочей альтернативный мир Толкина, Средиземье, создавался на фоне двух мировых войн, проходивших в мире реальном.
Будучи профессором Оксфордского университета, Толкин преподавал англосаксонский, староисландский и средневековый валлийский и перевел эпическую поэму "Беовульф", откуда почерпнул вдохновение для создания собственных мифических чудовищ.

Его видение творчества и общее ощущение нависающего над мирной жизнью зла было сформировано истовой приверженностью католицизму и боевым опытом, полученным в Первую мировую войну, где он потерял всех близких друзей, за исключением одного.
"В моих Мертвых Топях и окрестностях Мораннона есть нечто от северной Франции после битвы на Сомме",
- написал он в письме в 1960 году. В злоключениях Фродо и Сэма, пытающихся достичь Мордора, словно в треснутом зеркале отразилась судьба молодых солдат, попавших в хаос и мясорубку траншейной войны на Западном фронте.

Поклонники десятилетиями сходят с ума по толкиновской Войне Кольца с ее волшебниками и магами, хоббитами, гномами, эльфами, орками, великанами, энтами, хранящим сокровище драконом Смаугом и грозным Темным владыкой.
Эти книги были довольно популярными с самого начала ("Хоббит" впервые вышел в 1937 году, а первая часть "Властелина колец" - в 1954), но их продажи резко пошли вверх в середине 1960-х: новое поколение читателей было покорено неистощимой фантазией Толкина, величием его дохристианских мифов и скрупулезной проработкой истории, языка и географии его вымышленной вселенной.

Корни популярности уходили даже глубже: некоторые аспекты толкиновского мировосприятия совпадали с позицией хиппи, антивоенных активистов, борцов за гражданские права и других желающих пошатнуть основы существовавшего порядка. Ценности, пропагандируемые Толкином, идеально подходили контркультуре шестидесятых.

Антиматериалистическое мировоззрение Толкина, ценившего магию природы и повседневных вещей («камня, дерева, железа; очага и дома; хлеба и вина», как он написал в эссе 1947 года «О сказках»), тоже отвечало контркультурным ценностям.
Некоторые хиппи собственноручно строили дома, выращивали на грядках овощи, носили простую одежду, ели вегетарианскую пищу и жили коммунами — казалось бы, в унисон с простой, приятной жизнью хоббитского Шира.
А мероприятие под названием День Земли, объединившее в 1970 году 20 миллионов американцев от Западного до Восточного побережья и давшее старт экологическому движению, хорошо соответствовало мировоззрению самого Толкина, любившего чистую и нетронутую природу и неприязненно относившегося к загрязнению, сопутствовавшему индустриализации. Профессор ездил на велосипеде и не водил автомобиль.

Литературный мир Толкина напрямую вдохновил ряд глашатаев перемен в рядах контркультуры.
Рок-музыканты, чьи песни стали саундтреком к социальному протесту, явно читали книги профессора. В 1960-х годах Beatles обсуждали возможную киноверсию "Властелина колец", где Пол играл бы Фродо, Ринго – Сэма, Джордж – Гэндальфа, а Джон – Горлума, однако этим планам не суждено было сбыться.
В композиции Pink Floyd 1967 года «The Gnome» фигурирует маленькое существо по имени Гримбл Грамбл в красном кафтане и другие ему подобные – они, как хоббиты "ели, спали и пили вино".

Некоторые из наиболее видных агентов перемен в контркультуре, то есть музыканты, также были поклонниками творчества Толкина.
«Led Zeppelin, Black Sabbath, Genesis, Rush и Pink Floyd написали песни, связанные с мифологией Толкина.
Слова «Фродо жив» и «Гэндальф в президенты!» были разрисованы аэрозольной краской на стенах, напечатаны на рубашках и пуговицах.
Но сегодня трудно представить себе, чтобы зрители кинотрилогий "Властелин колец" и "Хоббит" после просмотра задумались бы о резкой смене образа жизни или превращении в радикальных активистов.

Что же изменилось?
Сам Толкин, пожалуй, ужаснулся бы нынешней гигантской и многогранной индустрии, выросшей на основе его работ.
Сейчас его книги известны в основном благодаря собирающим миллиарды блокбастерам режиссера Питера Джексона. В этих фильмах сложная канва толкиновского повествования лишена изначальной человечности и заменена фейерверком спецэффектов.
Однако настоящий дух работ профессора сохранился в его оригинальных текстах. Книги раскрывают нам Толкина-мифотворца, ведомого тайнами веры и нитью рассказа. Старомодного, но нестареющего.
Источник: inosmi.ru
Статья проиллюстрирована изображениями картинок из
Интернета.
Этот пост был опубликован 1 год назад!
|
</> |
