Хисториан и фильм Шальопы
historian30h — 10.12.2016«Тебе же они не платят, - зачем ты пишешь?» - бросил мне с досады комментатор, у которого, очевидно, есть на руках списки тех, кому они платят. Да, мне платят только мои читатели. Вот позавчера неожиданно получил подарок от таллинского Деда Мороза, одна из моих проблем последнего полугодия полностью решена. Платят мне читатели за то, что пишу только то, что думаю и как думаю. Наверное, не всегда прав, наверное, не всегда компетентен, но душой не кривлю и даже под собственного читателя не подстраиваюсь. Поэтому то, что я вам сейчас скажу про фильм Шальопы, вам еще никто не говорил.
Во время премьеры лежал в больнице, сходил сегодня перед работой на утренний сеанс. Заодно сэкономил — заплатил 110 рублей. В зале со мной были парень с девушкой. Меня это удивило, - одновременно в кинотеатре шли боевик «Другой мир: войны крови» и мультик «Моана», в нескольких кварталах показывали «Землетрясение», «Фантастические твари», «Тролли». С девушкой я бы сходил на любой из них.
На фильм я пошел только ради читателей. Я не люблю военный жанр ни в истории, ни в кино. Я не смотрел ни «Брестскую крепость», ни «Битву за Севастополь». Сюжет про панфиловцев известен заранее, концовка ясна и она грустная, - я устроился в мягком кресле и приготовился подремать, оберегая свое сердце и свои нервы.
В общем, пошел я только ради скандала, который вокруг фильма Шальопы тлеет уже больше года, ради читателей, которые скинулись своими деньгами на «народный фильм» и теперь переживают, нужно ли было это, что скажет сам Хисториан? Сам скандал с подвигом панфиловцев совсем не связан, к 9 мая показали другой новый фильм про тех же панфиловцев, - его вообще не заметили, и даже Алексей Исаев не рвал галстук со своей рыхлой груди: «Подвига не было! Немцы их не заметили! 28 друзей щуцмана Добробабина!» Видимо, какие-то разборки и свои счеты...
Сразу скажу, т. к. читал отзывы, мол, в фильме нет Добробабина. К чести Шальопы, режиссер не прогнулся под вой «критиков», Иван Добробабин — один из самых запоминающихся героев фильма. Да, фамилия в фильме не звучит, но выживший сержант Иван, да явный хохол, - в известном списке 28 героев таким был только Иван Евстафьевич Добробабин. Один раз, кстати, боец его называет прямо по отчеству, но я не раслышал. А так и бывает в жизни: не растеряется в любой ситуации. Перед войной вылез из крестьян и гастарбайтеров в фотокорреспонденты, перед боем не унывал, и в бою не дрогнул и выжил, попал в плен — бежал, в оккупации пристроился старостой, от НКВД ушел, снова воевал и успешно при освобождении Европы, после войны попал в лагерь — вышел через семь лет вместо 15, всю оставшуюся жизнь процветал, работая в фотоателье и травя свои байки о подвигах. Живчик, хитрый хохол, настоящий герой своего времени, ему было, что рассказать. О нем самом можно снимать фильмы.
Теперь о фильме. Правильной рецензии от меня не ждите, я ведь не кинокритик. Подремать не получилось, напряжение мягко нарастало с самого начала фильма, сюжет, к моему удивлению, уклонился в сторону от известной канвы и даже развязка оказалась с сюрпризом.
Фильм сделан с явным уважением к военной составляющей, очень много моментов, которые вставлены в сценарий только ради этого, - показать детали войны. Если приведете на фильм пацана, он получит представление, как окоп оборудовать и замаскировать, как ложные позиции подготовить, как пулемет в засаду поставить, как раненого эвакуировать и т. п.
Главное, что я могу и должен вам сказать — об идеологической составляющей фильма Шальопы. В меня тут в любом случае полетят сейчас помидоры, но скажу, что думаю. Да, меня красные камрады почти настроили, — режиссер монархизд, братан Поклонской, Сталина нет, про оборону Советской страны и советский народ ни слова, ветераны бы смотреть не стали...
Дорогие мои красные камрады. Фильм про Великую Отечественную можеть быть советским, антисоветским и не советским. Фильм «28 панфиловцев» режиссера Шальопы никак нельзя назвать антисоветским фильмом. Про заградотряды ни слова, бешеного смершевца нет, среди героев ни одного репрессированного, раскулаченного или бывшего дворянина, нет «одной винтовки на троих», офицеры не пьянствуют, а бойцы не насилуют колхозниц. При этом да, нет голоса диктора о руководящей роли товарища Сталина и Коммунистической партии. Политработник напутствует солдат не напоминанием их долга перед советским народом, а действительно неисторичными общими словами, направленными скорее на современную молодежь. Фильм — не советский.
Вот только представление о том, что 1940-е гг. - это сугубо и стерильно советская эпоха, также не является историчным. Люди были разными и смотрели разные фильмы. Именно под этих граждан, не антисоветских, но и не большевистских, вождь развернул всю предвоенную и военную пропаганду, отказавшись от крайностей революционных эпохи, вспомнив имена прославленных царских полководцев, легализовав неполиткорректные до этого слова «русские», «русский народ». Прокатывали спокойно буржуазные трофейные фильмы и зрители второй половины 1940-х гг. с удовольствием их смотрели. Я уверен, что фильм Шальопы, если бы представить, что именно такой фильм вождю бы вручили как, скажем, новый заграничный, Сталин разрешил бы к показу. Давайте, мои уважаемые красные камрады, не будет большими большевиками, чем был сам товарищ Сталин.
Фильм Шальопы — добротный, правильный патриотический несоветский фильм. Пацанов на этот фильм вести можно и нужно. Они там увидят, как мужики могут и должны рубиться за свою Родину. В любое время и в любую эпоху. Антураж Великой Отечественной там условен, хотя и хорош. Но фильм Шальопы не про Великую Отечественную, он ВЫШЕ той войны по временным категориям. Он вообще про войну наших солдат, наших ратников и наших богатырей. А если кого смущают казахи, то и в былинах пели про богатыря Сухмана. Кто-то уже поругал диалог в окопе русского с казахом, а мне он идеологически понравился, мне он показался удачной находкой сценариста. В самом деле, русский солдат говорит напарнику-казаху:
-Покажем немцам, как русские могут биться за Россию.
-Я же казах?
-Но ты же за Россию сейчас бьешься. Вот когда мы будем биться за твой Казахстан, то мы им покажем, как мы можем драться за Казахстан.
-Договорились.
Имейте совесть, что в этом чистом солдатском разговоре антисоветского-то? Я служил в Советской Армии, мог я такое сказать? Мог.
А напоследок я скажу то, что вам никто пока, кроме меня, вроде бы и не говорил. Фильм «28 панфиловцев» Шальопы — это фильм для любой эпохи, это фильм на все времена. Его надо сделать фильмом-инициацией для подростков. В школах собирать отдельно пацанов и водить их на этот фильм. Призывников собрали на призывном пункте — показали этот фильм.
Посмотрел фильм Шальопы — стал мужчиной. Теперь у нас в России будет только так.
Вот только лучше бы этому Шальопе больше ничего не снимать.
-------------------------------------
Номер карты Сбербанка для Шальопы и всех, кому понравилось: 5469 5600 1622 6611 (Алексей Сергеевич Р.)
|
</> |