Хинганский заповедник. Ушедшая зима.
dimorfant — 30.03.2018Наледь в долине реки Эракты.
Чуть больше недели назад по утрам ещё трещали тридцатиградусные морозы. Зима, казалось, совершенно не желала сдавать позиции, но... Весна таки отвоевала свои права - коренной перелом свершился за пару тёплых дней, когда столбик термометра поднялся до пятнадцати градусов, и снег, которым мы нынче совсем не избалованы, на открытых местах стаял повсеместно.
Зима пролетела в этот раз незаметно, и наблюдать за ней пришлось в основном из окошка. В лес выбраться удалось лишь в самом начале, да перед окончанием.
В ноябре, когда остаточное тепло, державшееся половину месяца, вдруг иссякло после первого обильного снегопада, обрушившегося на хинганские просторы, осень безвозвратно покинула наши края. Уже через несколько дней температура понизилась до минус двадцати, до дна заморозив мелкие ручьи и выковав ледяные мосты на речках.
Вечернее солнце пробивается сквозь густые кроны елово-пихтового леса. Тёмные обомшелые стволы елёй выделяются на фоне белой перинки свежевыпавшего снега.
В ожидании кипятка, приятно понежится на солнышке.
Заходящее солнце насыщает красками скупые зимние пейзажи. Сумрачная тень, захватившая долину Эракты, вот-вот поднимется на склон сопки и наступят короткие позднеосенние сумерки.
Длинная ноябрьская ночь не заставит себя ждать. В лесной избушке зажгутся свечи, а сквозь голые лесные кроны замерцают далёкими огнями звёзды.
В раннезимние утренники вдоль незамерзающих родников обильно вырастает иней.
Неутомимая Карапча сопротивляется усиливающимся морозам.
Морозы продержались до середины февраля, до первого значительного потепления, возвестившего о близком конце зимы. Во второй декаде марта под ярким солнцем снег подтаял, на его поверхности образовался лёгкий наст, на южных крутых склонах он вовсе исчез. Дни наполнились несмолкаемыми птичьим щебетом. И хоть певческий хор невелик, от звонких голосов на душе теплеет. Первые настоящие оттепели подняли из берлог медведей, теперь на лесных тропах регулярно встречаются их следы. Однако ощутимы ещё утренние морозы, на речках продолжают нарастать голубоватые наледи, растекаясь, они подтапливают лес. Вода, просочась сквозь подстилку, окрашивается в желтоватый цвет. Пройдёт совсем немного времени и зимняя стужа мимолётно вспомнится и тут же забудется, в ожидании летнего тепла.
Последние зимние снегопады часты, но скоротечны.
На ярком мартовском солнце сверкают голубоватые наледи.
Под сильными весенними ветрами осыпятся серёжки кустарниковых берёзок.
Черноголовые гаички тараторят свои звонкие песенки, между делом не забывая подкормиться.
Вышел на кормёжку и соболь, бегает в поисках мышей и полёвок среди заснеженных болотных кочек.
На Эракте обильно разрастаются наледи, поглощая всё новые и новые площади. И не подумаешь, что под этими обширными ледяными полями скрывается скромная лесная речка.
На омелах практически не осталось ягод, хорошо послуживших зимним кормом для свиристелей.
Деревья и кустарники насыщаются цветом и выглядят уже не так серо, как месяц назад.
|
</> |