High Noon (1952).

топ 100 блогов sashha12.01.2024 High Noon (1952). High Noon (1952).


Моё знакомство с этим фильмом удивительно давнее – ещё в куйбышевском детстве я видел его финал.

Как так?

Неведомым образом перед сеансом в нашем кинтятре «Старт» было устроено выступление киноведа – он и показал находящуюся в его владении плёнку. «Ровно в полдень» СССР не купил: киновед, брезгливо морщась (он вообще был очень нервически настроен, я помню), сказал, что стоит это кино как 50 индийских фильмов. Которые показывают здесь как двухсерийные, при полных залах. А потому отдавать те же деньги за этот великолепный шедевр здесь никто не станет.

Финальная (а других в фильме и нет) перестрелка даже тогда, когда мы жадно ждали и ловили в программе фильмы гэдээроской киностудии DEFA, меня разочаровала. Я подумал, что полсотни фильмов типа «Слоны – мои друзья» американский шедевр ну никак не стоит.

Теперь всё иначе. Ни прокатчикам, ни зрителям выбор между индусским кинематографом и жэмчужинами вестерна делать не нужно: скачал – и посмотрел.

Я дажэ «киноответ на High Noon» видел, фильм Rio Bravo. Книжку про связанную со всем этим контроверзию почитал.

Всё доступно – был бы интерес и жэлание.

ОК, по порядку.

Фильм сняла продюсерская компания Стенли Крамера в дни перехода от разоряющейся United Artists к богатой Columbia Pictures – с ходу заказавшей у неё много фильмов. Которые нужно было ставить в график, разрабатывать.

High Noon (1952).

Но перед UA оставалось контрактное обязательство – сделать и сдать один последний фильм. Понятное дело, работу эту собирались сделать «на отъебись». Крамеровцы уже переехали в новый хороший офис, представленный конторой Гарри Кона – того самого, обещавшэму сломать ноги Сэмми Дэвису младшэму, если не сольётся с жизни Ким Новак.

Сильные люди, богатая фирма, хорошие бюджеты, гигантская съёмочная база. Оставалось лишь разделаться с этим…поскрёбышем.

Сцэнарий писал Карл Форман – он-то впоследствии и оказался в цэнтре скандала.

High Noon (1952).


Ему следовало учитывать мизерность выделенного бюджета и отпущенного на съёмку времени ($790 000, 32 дня). Никаких размашистых панорам, мчащихся табунов, «красоты наших великолепных просторов». Всё скупо, камерно. Но – по возможности – хорошо.

Хорошо и вышло: четыре Оскара, огромная слава, место у вершины всех рейтингов вестерна.

На главную роль готов был прийти Гэри Купер. Живая легенда и т.д. По текущему контракту с другой студией он получал по 295 000 в год – снимаясь ежегодно в одном фильме.

Гэри Купер за 20 лет до High Noon.

High Noon (1952).

Здесь он сыграет за 100 000. Плюс процент с будущих доходов. В которые тогда не верил никто, Стэнли Крамер – прежде всего. Считавший этот фильм просто затычкой.

Доля Гэри Купера с доходов составила в итоге 600 000. В приложении к его второму Оскару за лучшую мужскую роль.
Кстати, с открытием ещё 20-ти полов, увеличится ли на Оскарах число номинаций?

Казалось бы, удача. Такой человек!

Но однозначного восторга не было. Гэри Купер уже немолод, отчасти считался…одиозным. Да, глыба. Но…

Массовый производитель латука, вкладывавшийся в два предыщущих фильма Крамера, передал продюсеру, что в восторге от перспективы вложить в фильм с самим Гэри Купером 200 000.

Был ли этот момент решающим – не знаю. Но при том бюджете 200 000 – весомый аргумент.

Остальных актёров набрали задёшэво. Кого-то нанимали не на весь срок, а на одну-две недели, и режиссёру (Фреду Циннеману) со сцэнаристом предстояло сгуппировать и снимать сцэны так, чтобы в эти отрезки уложиться.

На роль жены героя взяли Грейс Келли – сказочно красивую, но совершенно деревянную, да ещё с какими-то своими загонами. Она из семьи красавцев, спортсменов и моделей, богачей – но деньги пришли к отцу, дедушка ещё навоз за свиньями грёб. Так что вроде как аристократия – но…нувориши. С присущими комплексами.

Помимо ангельской пригожэсти в наборе плюсов шла готовность работать за 750 долларов в неделю. Плюсом обернулась и её скованность – примерно так и должна б держаться молодая квакерша в тех обстоятельствах.

High Noon (1952).

Между нею и Купером разница в 30 лет – но и это неплохо. Актёр на тот момент мучился язвой желудка, сорвал спину, недавно вырезал грыжу, что-то не то в бёдрах. Набор тяжкий – но для уходящего с активной службы в семейную негу вполне подходящий.

Считается, что Гэри Купер был единственным партнёром в звёздном статусе, перед которым Грейс Келли не раздвинула ноги. Впоследствии Ледяную Богиню ебали все.

Эра чёрно-белого кино ужэ, в общем, закончилась, High Noon начали было снимать цветным – но картинка не понравилась ни Циннеману, ни Форману (Крамеру было похер), решили сделать фильм монохромным.

Так и в самом деле гораздо лучшэ.

Параллельно подготовке к съёмкам - и в их время – сгущались неприятные перспективы для Карла Формана, сцэнариста. Они сильно на фильм повлияли.

Дело в том, что с 1938 года по 1942-ой он был членом компартии – и на очередном слушании в комитете по расследованию антиамериканской деятельности информант назвал его. Маккартизм, «охота на ведьм», чёрные списки.

В числе прочих «диверсантов» решено было допросить и его. Прислали повестку.

При всей диковатости затеи, игнорировать всё это было нельзя. Движение поддерживало ФБР. Ходили слухи о том, что концлагерь в пустошах, где в войну содержали американцэв японского происхождения, расконсервируют – и заселят «красными». Говорили о реальной перспективе для строптивых получить год тюрьмы. И непременно попасть в чёрный список, вылететь из профессии.

Строптивость, прежде всего, заключалась в отказе назвать имена соратников. Доказать лояльность американским цэнностям, замазав бывших камрадов.

Американские цэнности можно было попрактиковать, прикрывшись конституционными правами. Но если выбираешь такую тактику, автоматом отвечаешь утвердительно на вопрос «коммунист ли ты?» Отказываешься от показаний? Значит, есть что скрывать.

Разумеется, на допросе начинали с того, что обещали не выпытывать новые имена. Нужно лишь подтвердить, что люди из списка – антиамериканцы. А они и так ужэ все известны. Это просто формальность.

Но в реальности если человек соглашался играть в эту игру, неизбежно наступал момент, когда кивать при перечислении было мало, требовалось добавить фигурантов.

Ллойд Бриджэс, игравший в фильме помощника шерифа – и числившийся коммунистом год с небольшим – пошёл к чиновникам в компании своего адвоката, под запись и подпись перечислил всех, с кем контактировал по партийным делам.

High Noon (1952).

Забавно, что от чёрного списка его это не спасло – гонители к таким «певчим птицам» относились пренебрежительно. Особенно к таким, малого размера.

Карл Форман от вопросов частично прикрылся поправками, имена называть отказался категорически.

Незадолго до этого он рассказал о предстоящем допросе Стэнли Крамеру, которого считал своим другом. Тот «меченого» приобнял, сказал, что всё – фигня. Ничего не будет. А если вдруг что – просто будет писать дома. Получая те же деньги.

С Гэри Купером он переговорил в серебристом кабриолете «Ягуар» - актёр любил красивые автомобили. Ветеран не отшатнулся от «прокажённого», сказал, что всё это чушь, он уверен в нелепости нападок – видит, каков Карл, а в людях Купер разбирается.

Руководство Columbia Pictures поговорило с Крамером. В самом начале долголетнего сотрудничества нарисовались проблемы. Так быть не должно.

Крамер с помощниками написал официальное письмо, отстраняющее Карла Формана от съёмок фильма . Было передано, что при попытке явиться на съёмочную площадку, он будет выдворен охраной.

Форман взял адвоката. Заявили протест. Решение Крамера – незаконно.

Так и есть.

Пришлось вернуть сценариста в проект.

Ясное дело, никакой дружбы уже не было.

В фильме в сценах отказа горожан поддержать своего шерифа, есть прямые цитаты фраз Крамера из разговоров со сцэнаристом. Вообще, горечь героя от отказа в поддержке была Форманом прочувствована лично – и излита в фильм.

Возможно, оттого иные сцэны и кажутся не совсем логичными, подогнанными под общий посыл и повестку.

Взять визит шерифа в цэрковь.

Он заходит, говорит, что арестованный им бандит неожиданно выпущен на свободу и уже в полдень сойдёт с поезда – приехал шерифа убивать.

Тут жэ со скамеек вскакивают семь-восемь мужчин и идут к выходу, восклицая: - Пизда ему! Сейчас, блять, получит. –

High Noon (1952).

Тут раздаются доводы немолодых членов сообщества: - Люди на Севере, вкладывающие деньги в город, не одобрят стрельбу на улицах – значит, цивилизация здесь пока не утвердилась, инвестиции они придержат. ¬¬–

И это полная ебанина.

Если отряд человек в десять выйдет к поезду, гостю из вагона сойти не даст, а в случае сопротивления, его пристрелит – что это, как не свидетельство организованности горожан перед лицом проблемы?

Там ещё очень реалистичный момент есть: шериф понимает, что «заботясь о нём жэ» и выпроваживая его «прочь от гибели», доброжэлатели просто не хотят получить в своём городе его труп. Беглеца бандиты настигнут в степи – и расстреляют на открытой местности. Уехать – не вариант. И понимание этого в немалой степени определяет решение героя сражаться.

*****
Было ясно, что даже если компанию Крамера принудили вернуть «коммунисту» его работу, расставание неизбежно. При таких отношениях быть вместе и делать что-то стоящее уже не получится.

Крамер предложил Форману отступные. Сценарист потребовал большэ. Подключил юриста. Взял 150 000 долларов. Это почти два миллиона сейчас.

Эффект от этого был такой: многие из тех, кто считали гонимого жертвой, перестали ему сочувствовать. Ведь вон сколько урвал.

На полученные деньги Форман собирался открыть собственную продюсерскую компанию.

Гэри Купер заверил его, что будет в неё пайщиком, вложится. И сам предложил изгою называть его звёздное имя в переговорах с возможными компаньонами и клиентами.

Это было в точке А.

В точке Б Купер сказал, что, к сожалению, вынужден отказаться от сотрудничества – его агент резко против, такой шаг сильно повредил бы делам актёра. Но Купер продолжает уважать Формана – за его стойкость. И профессионализм.

Между этими точками прошла всего одна неделя.

В итоге Форману пришлось уехать в Англию.

Фред Циннеман выполнил обязательства до буквы. 790 000 долларов. 32 дня.

Это было необычно: перерасход средств, расширение сроков – обычное дело.

В пользу фильма сработал ещё один момент: в High Noon есть песня Do Not Forsake Me, Oh My Darling. Композитор проекта, кременчугский еврей Дмитрий Тёмкин очень умело вписал её в кино.

High Noon (1952).

Она стала огромным хитом. Два Оскара из 4-х, полученных фильмом – за музыкальную часть.

У фильма сразу же появился влиятельный ненавистник – Джон Уэйн. Назвал High Noon куском дерьма, самым антиамериканским кино, какое он когда-либо видел.

Об этом говноеде я подробнее напишу, когда буду разбирать «ответ на «Ровно в полдень», выпущенный Уэйном с режиссёром Говардом Хоуксом в 1959-ом, фильм «Рио Браво».

Главная претензия – это клевета на американцэв: не могли люди, оборовшие индейцев, пересекшие опасный континент в повозках, создавшие величайшую страну мира, быть так трусливы. Почему вообще шериф к мирным гражданам обратился за защитой? Это непрофессионально.

Гэри Купер там и в самом деле…на себя не похож. У него иногда «глаза но мокром месте». Когда к написанию завещания подступился.

В «Рио Браво» Джон Уэйн управляется сам, он цэльный и бесстрашный. И кино это – ебучая крашэная балалайка.

Публика все упрёки отшелушила, High Noon для неё – история героя, в одиночку, вопреки всему, выполняющего свой долг.

Парадный портрет американского характера, очень лестный.

Тони Сопрано в первой жэ серии говорит психиатриссе: - Whatever happened to Gary Cooper? The strong, silent type? That was an American. He wasn’t in touch with his feelings. He just did what he had to do. –

High Noon (1952).

Таким и восприняли, таким запомнили.

Когда распределяли Оскары, было просто немыслимо дать один из них за сценарий. В итоге наградили гораздо более слабый, фильм этот никто уже не помнит.

Гэри Купер, встретив Джона Уэйна на локации в Мексике, попросил его – если приз достается Куперу – получить статуэтку за него.

Мудила, эгоист до кончиков, жэлающий на каждой свадьбе быть женихом, на каждых похоронах – покойником, принимая Оскар, сказал, что вот, снялся б он в этом фильме – приз достался бы ему.

High Noon (1952).

Там особая логика. Когда у родителей идиота родилось существо с членом, его всё равно назвали женским именем Марион. Задумали – сделали. И похуй нюансы.

Чего ж удивляться, что выросло…вот это?

High Noon у меня во всех книжках о вестерне, веха и шедевр. Мне он кажется несколько надуманным, однотонным, если б не входил в Топ100 – вряд ли б стал пересматривать. А так – посмотрел.

High Noon (1952).

Книжка, о нём написанная, прочитана мною примерно на треть. В ней 400 страниц – а материала реально на полторы сотни. Это очень ясно чувствуется, скажем, когда начинается пересказ всего фильма, подробно, эпизод за эпизодом, во второй раз. Он и в первый-то казался вряд ли нужным – но ладно, так автор решил. Когда снова то же – это уже знак: книг до такого объёма – вымучивали.

Очень много излишнего нагромождения подробностей, важных разве что для историка кино. Но это ж книга для обычной публики, обилие деталей кажется чрезмерным.

Если есть жэлание углубиться – вот она тут: https://disk.yandex.ru/i/2dg_1HP-f2aWzw

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Недавно, проводя семинар на втором курсе вечернего отделения, я, между прочим, сослался на одно событие в западной журналистике, которое изучали в предыдущем семестре. Смотрю по глазам студентов – они не понимают, о чём речь. Это меня удивило и ...
✧ С Днем! man_from_steel поздравляет челябинцев с "профессиональным" праздником: «Придумал этот День знаменитый астрофизик Брайан Мэй. Правда, широкой публике он ...
После объявления 2020-го года "Годом ПВО", хуситы начали регулярно валить саудовские БПЛА. Сегодня сбили еще один китайский разведывательно-ударный БПЛА CH-4B. ...
Что бы ни случилось, во мне хватает пространства одновременно для всего: злости и скорби, красоты и смеха, друзей и одиночества, работы и семьи, сарказма, любви, мытья посуды, безнадёжности, решимости, раздражения и меланхолии, действия и бездействия, быта и мечты. Ничто не может и никто ...
ко мне приезжала люба и мы внезапно наснимали радостного. одежки-покраски мои, и скотч на очках тоже) это платье я покупала на свадьбу подруги еще давно-давно, так один раз всего и надела. а в пальто это я еле влезаю, потому что 42-44. но зато я влезаю ...