ХЕРЛОК ШОЛМС И ЦВЕТЫ ЗЛА


Герои детективно-криминальных творений всегда были персонажами сериалов.
То есть историй с продолжением.
Всё-таки это масс-культ, где успех решает всё.
А успех надо длить, пока публика требует ещё и ещё.
Таким уж этот жанр родился - от папы Эдгара Аллана По.
Правда, его Огюст Дюпен стал персонажем всего трёх рассказов.
Маловато!
Зато сэр Артур Конан Дойл ожиданий читателей не обманул.
Гениальный сыщик-любитель Шерлок Холмс действует в 56 рассказах и 4 романах.
К 1900 году Шерлок Холмс сделал своего автора самым высокооплачиваемым писателем мира.
Но были тогда и другие герои.
Другие во всех отношениях.
В ХХ веке на читателей обрушился просто шквал детективной литературы.
Как блистательной, так и никудышной.
К тому же жанр оказался на редкость киногеничным.
Знаменитые сыщики и негодяи, рождённые той эпохой, до сих пор не сходят с экранов.
Даже Эжен Видок - реальный преступник наполеоновских времён, который переквалифицировался в полицейского, а затем и в частного сыщика.
Переживая приключения вроде этого:

Вот Видок в кино в облике Жерара Депардье:

"Записки" Видока с интересом и некоторым омерзением читал ещё Пушкин.
Видок был, конечно, довольно мутной фигурой.
И вообще детективные герои Франции долго были далеки от безупречности.
Не то что рыцарь разума и справедливости – Шерлок Холмс.
Которого долго знали только таким:

Французы же из детективов - вплоть до появления комиссара Мегрэ - не отличались ни "облико морале", ни уважением к закону.
Самым знаменитым из таких неоднозначных героев был Арсен Люпен.
Грабитель-джентльмен, он порой, как и Видок, распутывал злодеяния других нехороших людей.
Этот герой 28 книжек Мориса Леблана появился в 1905 году.
На его облик наложила неизгладимый отпечаток эпоха декаданса.
Красавец аристократ в безупречном фраке, с неизменной гвоздикой в петлице:

Удачливый похититель драгоценностей.
Принципиальный противник убийства.
Галантный кавалер и горячий патриот.
Но, несмотря на лощёные манеры, всё-таки Люпен был из породы неотразимых и порочных "цветов зла":

А вот его современное воплощение в фильме 2004 года:

Да, это был эффектный "плохой парень", о каком грезили благовоспитанные девушки.
Он стал популярен настолько, что в 1907 году Леблан рискнул сочинить рассказ "Шерлок Холмс опоздал".
По сюжету Арсен Люпен обхитрил самого Холмса, тогда уже крайне популярного и чтимого:

Дерзкая выходка француза не осталась без ответа.
Конан Дойл был возмущён нахальством Леблана.
Ведь тот использовал придуманного вовсе не им персонажа (ТМ)!
Потому в последующих изданиях этот рассказ назывался уже "Херлок Шолмс опоздал".
Авторские права британца были соблюдены, но все понимали, что к чему.
Герои-сыщики той эпохи просто обожали актёрство и позёрство.
Даже Шерлок Холмс баловался переодеваниями и гримом, хотя и не очень часто:

А вот Арсен Люпен бесконечно менял внешность: надевал парики, приклеивал усы и бороды и пр.
Эта привычка - не случайность.
В начале ХХ века в театре неумеренно увлекались внешними перевоплощениями.
В большом ходу был гумозный грим, из которого лепили носы, лысины, шрамы, мешки под глазами и пр.
На сцене это смотрелось впечатляюще - актёра было не узнать.
Вот красавец К.С. Станиславский в обильном гриме (мольеровский «Мнимый больной»):

Не могу удержаться и не напомнить, что этот жуткий налепленный нос однажды во время спектакля таки оторвался и упал.
Но Станиславский не растерялся и заявил со сцены: «Вот я как нездоров – даже нос отвалился».
Однако в жизни и при обычном дневном освещении такие фокусы не проходят.
Зато на волне популярности многоликого Люпена появилась ещё одна знаковая фигура французского декаданса.
Это пресловутый Фантомас:

Можно сказать, он прямо-таки отпочковался от Люпена.
Два парижских журналиста, Марсель Аллен и Пьер Сувестр, в 1911 году сочинили свою первую книжку.
Героем её стал не благородный детектив и даже не благородный (временами) вор вроде Люпена, а отъявленный негодяй.
Настоящий и законченный.
Мрачный и злобный социопат, склонный к садизму.
Истинный "цветок зла":

Исходные данные были у него совершенно как у Люпена: родовитый аристократ и гениальный мастер грима.
Самую первую книжку серии украшал рисунок, позаимствованный с рекламы "Розовых пилюль для бледных людей".
Он изображал элегантного фрачника в цилиндре и маскарадной полумаске.
Красавец парил над крышами Парижа, рассыпая освежающие пилюли над домами худосочных горожан.
Как этот благодетель человечества стал злодеем Фантомасом?
Вместо пакета с пилюлями в руку ему сунули окровавленный кинжал:

Так и родился Фантомас.
Его леденящие кровь злодейства увлекали публику не меньше, чем подвиги благородных сыщиков:

Любителей пощекотать нервы оказалось до удивления много.
Неуловимый преступник крал драгоценности, воровал выигрышные билеты, шантажировал, убивал.
А потом часто носил маски людей, которых он погубил.
Настоящее чудовище!
Его приключения и вечный поединок с комиссаром Жювом и журналистом Фандором составили целых 32 тома.
Фантомас, злобствуя, колесил по всему миру, сея ужас и смерть.
Здесь он напакостил в Швейцарских Альпах:

Не чурался злодей и любовных приключений.
Он даже обзавёлся детишками, воспитанием которых совершенно не занимался.
В Германии у него родился сын Владимир (!?), а в Индии от англичанки - прекрасная Элен.
Это будущая подруга Фандора.
Вот она, дочь Фантомаса:

Любопытно, что 31-й том похождений "дьявола с тысячью лиц" называется "Галстук из конопли".
Марихуана тут не при чём.
Имеется в виду пеньковая верёвка, которую накидывают на шею приговорённого к смерти:

Действие романа происходит в суровой России - естественно, в тени развесистых клюкв.
Здесь Фантомас принимает облик убитого им начальника полиции Прокова (Prokoff), попадает в ряды нигилистов (?? в ХХ веке!) и даже отправляется в Сибирь по этапу (конечно же, сбегая по дороге).
Невероятные приключения отлично смотрелись в кино.
Потому фильмы про Фантомаса следовали один за другим.
Первая лента была ещё немой (режиссёр Анри Фейяд).
Снятая в год появления первого романа, она стала очень популярной.
Популярной настолько, что статуэтки актёра Рене Наварра в роли Фантомаса продавались сотнями тысяч.
Вот этот красавец:

Выпускались даже модные манекены в виде Фантомаса в натуральную величину.
Именем неуловимого злодея называли рестораны, яхты и скаковых лошадей.
Триллеры про Фантомаса отлично шли и в России: в ателье Ханжонкова сделали русские титры.
Эти фильмы обожал юный Сергей Эйзенштейн и все фэксы.
Уже взрослыми людьми они коллекционировали книжки о Фантомасе.
Однако в 1960-е годы в моду вошли криминально-пародийные комедии.
Вот тогда французы снова извлекли из чулана старого доброго садюгу Фантомаса.
В 1964 году выходит первый фильм задуманной франшизы.
Её до сих пор часто показывают по ТВ.
И она того стоит.
Модернизированный Фантомас обрёл шикарную фигуру и лёгкую поступь Жана Маре.
Получил элегантное одеяние total black с галстуком:

А ещё - неподражаемую сине-зелёную физиономию с ушами, вылепленными в стиле минимализма и без всяких отверстий:

Синемордым чудовищем пугали целые поколения детей!
Дурашливая версия "Фантомаса" вышла бесподобной.
Изначально была задумана франшиза из 5-10 фильмов, написаны 5 сценариев.
Но сняли лишь три фильма.
В СССР "Фантомас" имел такой бешеный успех, что возникла даже идея снять "Фантомаса в Москве".
Съёмочная группа побывала в нашей столице, и такие планы реально строились.
Строились, строились - и расстроились.
Советские кинодеятели засомневались.
Критики дружно писали, что фильм дурно влияет на подростков.
Пацаны исписали стены и заборы фирменным фантомасовским F, хулиганили по телефону, набирая рандомный номер и утробно хохоча в трубку.
С такими сорванцами боролся неутомимый Анискин:

В компании создателей фильма тоже зрели разногласия.
Милен Демонжо играла Элен; в этой франшизе Элен никакая Фантомасу не дочь, а напротив, предмет его гнусных домогательств:

Демонжо с восторгом отнеслась к идее сниматься в Москве:
Актриса очень ценила свои русские корни.
Другие звёзды фильма оказались на распутье.
Фантомас задумывался как бенефис Жана Маре.
Да, знаменитый герой плаща и шпаги без конца перевоплощался (он играл и Фантомаса, и журналиста Фандора, и ещё кучу ролей).
Демонстрировал свои фирменные трюки.
Артистично дрался:

Но титанические усилия легендарного актера померкли перед буффонадой Луи де Фюнеса (комиссар Жюв):

Именно в этом фильме де Фюнес доказал, что он звезда первой величины.
Далее ему начали предлагать исключительно главные роли.
Это выглядело куда заманчивее, чем аккомпанировать Жану Маре.
Жан Маре тоже привык быть единственным и неповторимым на экране.
Потому он сослался на кожные раздражения от латексных масок и сложного грима - и ушёл из проекта.
Вот и всё.
Так что Фантомасу не судьба была побезобразничать в Москве.
А интересно, что бы он тут натворил?
|
</> |