Хайфа и вокруг (как я провел выходные в январе). Часть 2
sova_f — 20.03.2024Так. Католический монастырь видели в первой части, а теперь у нас для разнообразия церковь православная. Ильи Пророка, конечно же. История церкви началась в 1909 году, когда Русской духовной миссии в Иерусалиме удалось приобрести для постройки храма покрытый густым лесом участок земли в верхней части Хайфы. Местные (турецкие) власти препятствовали этому делу, и тогдашний начальник Миссии пошел на хитрость, заявив, что тут будет строиться столовая для русских паломников, которые в то время прибывали в Хайфу морем. В 1912 году Миссия начала ходатайствовать перед властями о разрешении перепланировать «столовую». В начале 1913 года разрешение было получено (чему помог юбилей Дома Романовых), и вот построилась такая милая церковь.
Сегодня главный в церкви (отец Мирослав) – выпускник Петербургской духовной академии, в Хайфу приехал в 1991 году (прямо оле хадаш). Говорят, в день Илии Пророка в церковь приходят не только русские, но и арабские жители Хайфы. Служба проходит на русском и арабском языках, священники служат попеременно, а по окончании праздника – крестный ход, парад бойскаутов и базарчик. Этой благодати мы не видели – рассказывают.
Картинок в церкви видимо-невидимо – Танька про многие разъясняла. Заметно присутствуют упомянутые в прошлой части Илия и Елисей. Тут у меня была чудесная картинка и рассказ про Илью, Елисея и милоть – а злой редактор Л. ее выкинул и никак не хочет вернуть. Если что, в комментах покажу. А вот кто мне больше всех понравился! Спиридон Тримифунтский с овечкой. Хоть он и не имеет отношения к Кармелю.
Христианство – ставим птицу, двигаемся дальше. Вот район под названием Кабабир, и тут мечеть. Мусульмане? И да, и нет. Оказывается, Ахмадия – сама по себе религия. Ахмадийская мусульманская община возникла на основе вероучения Мирзы Гулама Ахмада (1835—1908). Ислам, – говорят мусульмане-ахмади, – был ниспослан пророку Мухаммаду, но с течением времени утратил свою первоначальную форму. Ахмад же был ниспослан подобием Иисуса с тем, чтобы прекратить религиозные войны, осудить кровопролитие, возродить нравственность, справедливость и мир. То есть, эта хорошая религия предполагает отказ от священной войны Джихад и прочего терроризма. Истинным мусульманам это не нравится, так что мусульмане-ахмади подвергались преследованиям, а может, и до сих пор подвергаются.
Ахмад утвердил равенство мужчин и женщин в мусульманском мире, заявил о возможности перевода Корана с арабского на другие языки. Это движение (секта?) было основано 23 марта 1889 года. После смерти Ахмада сообщество последовательно возглавлялось халифами и распространилось в более чем 200 странах мира. Оценочное число мусульман-ахмади по всему миру достигает 10-20 миллионов человек. Сейчас глава общины и его резиденция находятся в Лондоне.
В Хайфу ахмадизм (ахмадият) принес человек по имени Уда, и случилось это в 1850 году. Его семья (мусульмане-сунниты) некоторое время обитала в пещере неподалеку и занималась производством извести, которую на арабском называют «кубара», во множественном числе – «кабабир», отсюда вроде бы и название района. В наши дни 80% проживающих здесь жителей (около 1000 человек) до сих пор являются членами семьи Уда.
Жители района Кабабир считают себя правоверными мусульманами и соблюдают все законы и предписания ислама. Но женятся только в своем кругу, выпускают свою газету и имеют свой спутниковый канал. В Кабабире работает местная система самоуправления – комитет из шести старейшин, которых каждый год выбирает всё мужское население квартала (а говорили про равенство мужчин и женщин, ну-ну). Мечеть Махмуда построена в начале 90-х, к столетию с момента основания секты. Мечеть полностью субсидируется членами местной общины мусульман-ахмадистов.
Религиозный исламский мир причисляет движение Ахмадия к радикальным течениям Ислама, но вместе с тем не выносит его за рамки ислама, как, например, религию Бахаи. Община поддерживает сионистский характер государства Израиль. «Создание Израиля – говорит Ата Улла Халим, глава ахмадийской общины Хайфы – не колонизация Палестины, как утверждает мусульманское духовенство, а возвращение еврейского народа на свою землю. В Коране сказано, что Израиль вернется на землю, из которой вышел». Это мы смотрим вниз из жилого квартала района Кабабир, а сейчас поедем дальше.
Все мы знаем, что Иерусалим – город трех религий. А Хайфа – скольких религий? Христиане (всех толков), мусульмане, иудеи, ахмади, бахайцы и друзы. В общем, зависит от того как считать, но не меньше пяти. Ну и вот, сейчас едем к друзам. Название произошло от имени одного из основателей религии – Аль-Дарази. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы» как самоназвание не употребляют. Они называют себя «мувахиддун» или «ахль ат-таухид». В мире друзов 1.5 млн (большинство в Сирии и Ливане), в Израиле – 120 тыс., из них 20 тыс. на Голанах и по 12 тыс. в двух городах на Кармеле: Далии и Осфии. Эти городки совсем рядом с Хайфой, и мы сейчас едем в Далию, собирая по дороге все пробки в Осфии и разглядывая дома (большинство надписей – на иврите).
По дороге Татьяна так много и так увлекательно рассказывала! Я только самое-самое тут перескажу. Вышли друзы из шиитов-исмаэлитов. Большинство из них больше не считают себя мусульманами, и мусульмане отвечают им взаимностью. Кстати, Курбан-байрам – единственный мусульманский праздник, который признают друзы.
После периода так называемых «отворенных врат» (до XV века, по другим сведениям — до XII-XIII вв.) врата религии закрылись, и теперь принять вероисповедание друзов невозможно. Священные писания друзов не распространяются и не открыты для всех, их нельзя перепечатывать (только переписывать от руки). Заповедей у них семь. Друзы на 8-й день делают обрезание (как евреи) – когда свёртываемость крови максимальна (а я и не знала!). Им не разрешается есть свинину, употреблять алкогольные напитки и курить. Обязательна моногамия.
А мы нашли парковку неподалеку от места нашего назначения, и пока топаем – продолжу.
Как и ахмади, друзы считают себя религиозной общиной, которая не нуждается в национальном суверенитете. И там, где друзам разрешают исповедовать свою религию, они принимают юрисдикцию государства. Друзы видят себя прежде всего друзами, лишь потом израильтянами и, наконец, арабами. Религиозное учение обязывает друзов защищать землю, на которой они живут. В Израиле с 1955 года служба в армии стала обязательной для юношей, достигших 18-летнего возраста (в отличие от арабов, на которых не распространяется воинская повинность). Но друзские девушки не призываются на военную службу. Прежде юношей принимали на службу в друзский пехотный батальон «Хорев» («Меч»). А с 1973 они служат в различных частях ЦАХАЛа, и, как правило, продвигаются высоко по служебной лестнице. В 1980 году в Далии основан мемориал друзской славы «Яд ле-баним». Друзы тщательно следят, чтобы лавр у здания «Яд ле-Баним», посаженный в память о погибших, рос в форме меноры.
Ну все, пришли в «Дом красок» Сэма Халаби. Художник – обаятельный молодой парень – встречает посетителей прямо у кассы. Сделал нам скидку на билеты, лапочка. Тут все раскрашено! Посетители от этого пестренького впадают в восторг незамедлительно, и пока находятся в этой сказке, из него не выпадают. Только кошка осталась непокрашенной – но боюсь, что ненадолго.
В отдельном зале показывают фильм про историю Сэма и дома, и там тот же Сэм, что и у кассы. Он родился десятым ребенком в традиционной семье друзов – первый мальчик после девяти девочек. Сэм рассказывает, что был очень привязан к матери, и когда после ее смерти кто-то попытался выбрасывать старые вещи, Сэм сказал: нельзя! И начал раскрашивать эти вещи, чтоб служили такой застывшей разноцветной, живой памятью. Получилось жизнерадостно и неповторимо.
Вот это будет мое любимое
Обувку видите рядом с креслом? Тоже пестренькая
А, тапочки те не одиноки
Обратите внимание на фотки в коллаже. Унитаз раскрашен, белье, посуда...
Откуда такое необычное имя для друза? А вот вычитала, что при рождении мальчик получил имя Усама (которое сегодня звучит не очень). А потом взял творческий псевдоним. Фамилию Сэм менять не стал: Халаби – выходцы из Сирии, богатое и уважаемое семейство, в начале 18 в. стоявшее у основания Далии. Отсюда дом кажется одноэтажным, а на самом деле в нем 4 этажа. На здание, расписанное снаружи и изнутри, ушло 1800 литров краски.
А нам теперь очень надо было чего-нибудь пожрать. Машина уже была пристроена в теплом месте, а с парковками в Далии ой-ой-ой – так что мы пошли искать некую харчевню, про которую было известно, что неподалеку. Называлась она "המטבח של אמירה" (кухня Амиры). Меню письменного у Амиры не было, а был комплексный обед с меню в устном изложении. Мы взяли три мясных порции (110 шек.) и одну вегетарианскую (80 шек.). Включалось в порцию: мусака, мансаф, кубе, салатики, хумус, долма, питы друзские, лимонад, кофе с пахлавой местного разлива – в общем, много. Распробовав это все, девушки сказали, что ниочень. Мы же с Л. вообще первый раз ели в друзском ресторане, так что мнения своего не сложили. Как минимум, рис был очень вкусный.
Потом выезжали из этого прекрасного места. Вейз повез нас по какому-то жуткому серпантину. Улочки были такие узкие, что мы едва не задевали дома, а наклон был градусов 15, но нам казалось, что там все 45. Злобным и коварным бывает Вейз. На 30 секунд короче, а сколько острых ощущений! Но мы девочки затаили дыхание, и все обошлось. Потом развезли Танек по домам, а на обратном пути нам устроили большую красоту на небесах, и мы любовались ею, пока совсем не стемнело.
Что я скажу про эти чудесные полтора дня?
1. Как-то забавно получилось, что прошли они во многом под знаком Чили. Во-первых, в Алон аГалиль компания чилийская. Во-вторых, статуя Девы Марии, подаренная благодарными чилийцами. В-третьих, из всех религий только самые знаменитые бахайцы не попали в этот мой пост. А в Чили мы как раз их навещали, и в моем отчете про них много. На пост про Хайфские Бахаи тоже хотела дать ссылку – а нет этого поста! Хотя была в хайфских Бахаях как минимум дважды. Наверное, тогда чукча еще не был такой писатель, а вам дам ссылку на не мой пост, но хороший.
2. И вот Танька, солнце наше. Примажусь к ее славе и поставлю здесь нашу с ней фотку на добрую долгую память.
|
</> |