Харьков, Ленин и подростки
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В моем городе из армий, легионов и армад каменных, мраморных и металлических Ильичей осталось два, кажется, наиболее художественно интересных и архитектурно уместных. При всем сложном и, преимущественно, негативном отношении к главному герою советской монументальной пропаганды, я бы предпочел памятники сохранить. Из соображений художественных – площади планировались с учетом скульптур, и из уважения к сентиментальным чувствам части сограждан.
При этом, снос или сохранение мне малоинтересны. Предмет, в целом, малозначительный, годный только для нудного градостроительного совета в тихом кабинете. Странная затея делать из этого общественное событие.
Хотелось бы напомнить, Ленин умер 90 лет назад, из них 25 он не является официальным кумиром на обозримых просторах. Фигура Ленина годится для скандальной монографии тиражом 500 экземпляров, оскорбительных выпадов на исторической конференции в Томском университете, яростной полемики в специализированном издании, максимум мотивом киноиндустрии. Даже для ток-шоу в прайм-тайм тема Ленина выглядит слабовато.
Сокрушительный размах перформанса, переходящего в вакханалию, потрясает несоответствием моменту. В стране война, развал, экономические коллапс, неразъясненные люди с пулеметами, опереточные выборы, депутаты и чиновники в каждом мусорном баке. До Ленина ли тут? Рационального объяснения не существует принципиально. Имеет место поведение символическое понятное только во фрейдистской логике.
Четырнадцатилетний подросток, не отпущенный за дурную успеваемость на дискотеку, кричит родителям: «Я тебе ненавижу! Чтоб вы сдохли! Убью!» Какой в этом, спрашивается, смысл? Дискотека ведь от криков нисколько не приближается. Кстати, бессмысленность поведения не делает его безопасным, напротив, стоит тщательно проверить папин сейф с охотничьими двустволками.
Когда сын пастора (Турчинов не при чем) развешивает плакаты Black Sabbath и пентаграммы по стенам своей комнаты, он не издевается над отцом, чтобы поразвлечься, как кажется пастору, он не увлечен, на самом деле, тяжелой музыкой и философией сатанизма, как кажется ему самому. Он символически убивает отца. (В коммерческом смысле, Black Sabbath для того и поступает на рынок.)
Революция на Украине – бунт подростков против мира отцов. Седые кудри, глубокие морщины и лысины не должны вводить в заблуждение - подобные аксессуары только указывают наиболее опасных и безжалостных интеллектуальных тинэйджеров. Любая революция несет подростковые черты. Отсюда эмоциональный надрыв, пафос, навязчивый символизм, радостное пристрастие к неумелому сквернословию, презрение к чужим убеждениям – все эти «здесь танцуют», новый революционный календарь, планетарии в церквях.
В успешных прошлого революциях вместе с пафосом действовал рациональный интерес. Отцы-основатели США произносили, разумеется, речи о тирании, неотъемлемых правах и достоинстве (особую пикантную прелесть подобным рассуждением придает авторство профессиональных рабовладельцев). Однако, прояви Британия гибкость в вопросе таможенных правил и пошлин вместо проведения АТО в самопровозглашенных североамериканских колониях, и революции бы не было.
В украинской революции рациональное отсутствует полностью, перед нами подростковый бунт дистиллированный и очищенный, разрушительный и страшный, несмотря на румяные местами щеки. Чего хочет революционная общественность?
Украины как «современного европейского государства, где уважаются и нерушимо чтутся». Заметим, что чаемого, в представлении энтузиастов, общественного устройства на свете не существует и существовать не может. То есть, говоря чуть старомодней, вожделеется царство божье на земле, притом неотложное. Само собой, подразумевается злокозненная глупость отцов, корыстно и злонамеренно не обеспечивших царства раньше.
Не далеко ушла антикоррупционная ненависть. Для искренней веры в победу над коррупцией новых властей, да и просто, для фундаментально различия их с прежними, необходимо непрерывно скакать под низкой притолокой, подарив предварительно Тымчуку последнюю каску.
Фундаментальный изъян подросткового бунта - невозможность победить, не сделавшись взрослым. Отец бывает выпивоха и грубиян, придурок и бесстыжий жулик, но именно он занимается счетами, ипотекой, подтекающей крышей и засорившимися трубами. Подросток ничего подобного не может. Он может лишь продолжать расклеивать пентаграммами, пока авторитетный лидер, не менее взрослый, заметим, чем отец, только с длинными волосами и вязаными браслетиками, не переоформит жилплощадь на себя.
Возвращаясь к Ленину. Тут явный случай трудности коммуникации, неверная оценка реакции воображаемого собеседника. Так подросток, ожидая шокировать школьных учителей нонконформизмом, смелостью и яркой новизной, татуирует на лбу логотип каких-нибудь AC/DC. Но встречает, вместо взрыва негодования и безжалостных преследований, изумленный взгляд, полный жалости к нелепому убожеству.
|
</> |