Харе Кришна - Пища для жизни в Чечне 1995-1996
picturehistory — 06.05.2022Полностью разрушенный центр Грозного. Март 1995
Когда мы были в Грозном с программой «Food for life», распространяя пищу, там шла война. Я провел в Грозном несколько месяцев, причем не в самое горячее время, но другие преданные находились там годами. Так вот, война — это смерть, разрушения, горе и лютая ненависть с обоих сторон, которая проявлялась постоянными вспышками насилия. Когда ночами было тихо, становилось страшно — тишина была хуже стрельбы. Стрельба была понятным выражением ненависти, а внезапная тишина могла означать только одно — люди собираются с силами, чтобы еще больше ненавидеть друг друга.
Мы находились между двух огней — с одной стороны российская часть, с другой стороны — чеченские боевики. Во время обстрелов мы лежали на полу и молились Кришне. Российские военные и чеченские боевики постоянно обстреливали друг друга, но старались не стрелять по нам. Преданные вызывали и у той, и у другой стороны необычное для воюющих чувство любви. Ни русские, ни чеченцы не могли объяснить этого чувства, они просто сигналили нам, когда мы шли мимо в желтых майках с надписью «Пища жизни». Были случаи, когда боевики забирали у нас машины, но потом с извинениями возвращали: «Ребята, Аллах никогда не простит нас за это, заберите машину обратно».
Было страшно, было опасно, постоянно гибли люди, но, вместе с тем, преданные были надеждой для людей. В те дни газета «Нью-Йорк таймс» единственный раз за всю историю существования разместила на своих страницах большую статью про преданных. Тогда западная пресса относилась к одной из сторон конфликта, со всеми ее проявлениями, не самым лояльным образом. И вдруг — огромная статья с фотографией и заголовком: «Кришнаиты тушат пожар войны в Чечне пирогами».
Если проводить аналогии, иногда во время шторма на бушующие волны выливают масло, которое на время гасит буйство стихии, чтобы корабль мог пристать к берегу. Автор этой статьи, Майк Спектор, приехал освещать войну, и вдруг, неожиданно для себя самого, написал статью, прославляющую преданных. В этой статье была такая фраза: «На этой войне кришнаиты снискали репутацию матери Терезы. Местные жители утверждают, что они святые и у них самый вкусный хлеб». Такие действия во время войн — это вовсе не политкорректность с нашей стороны, и отнюдь не попытка понравиться всем без исключения. Это доказательство того, что у нас есть нечто, связывающее нас с духовным миром. И мы можем передать это всем окружающим нас людям, независимо от их национальности и политических взглядов.
Мадана Мохан Прабху (Максим Осипов)
Сутапа Дас (Семён Ватман) в поисках подходящего места для столовой
Преданные приехали в расположение полка, дислоцировавшегося где-то в 20 километрах от г. Грозного. До места добрались поздно вечером. Добровольцев встретили и распределили на ночлег по разным палаткам. В первую же ночь, как только Сукхананда дас заснул, его разбудил уже знакомый по переезду капитан. Он попросил пройти к ребятам и рассказать о “нашей вере”. Вместе с Сутапой дасом и в сопровождении этого парня они зашли в палатку и от неожиданности остановились в дверях.
Ярко горела лампа наверху, под ней, в центре, была расстелена плащ-палатка, вокруг которой сидело человек 20 давно небритых военных. Бурно обсуждая текущие события и дымя папиросами, они пили коньяк. Увидя лысых монахов, с мешочками на руках, все на какое-то время замолчали от неожиданности, а затем стали наперебой приглашать кришнаитов присесть и отведать, что Бог послал. В общем, прием был радушный. От коньяка и закуски преданные отказались, а на посыпавшиеся со всех сторон вопросы, отвечали как можно подробнее и доступнее.
Этот мотострелкоый полк только-только вышел из боев за г. Грозный, в которых погибла половина личного состава и эти суровые люди, не раз видевшие смерть друзей, хотели знать, почему Бог позволяет все это и что происходит с душой после смерти тела. Во время беседы из этой же палатки отдавались приказы о минометных обстрелах перекрестков дорог, находившихся поблизости. От выстрелов миномета, который оказался гед-то совсем рядом с палаткой, сразу немного заложило уши, но военные совершенно не обращали на это внимания.
Сукхананда дас говорит, что до сих пор помним табачный дым коромыслом и внимательные глаза этих пьющих и не пьянеющих людей, в которых застыл безмолвный вопрос – “Почему все это с нами происходит?” Беседа продолжилась далеко за полночь, кстати выяснилось, что запасы коньяка в полку достаточные, по причине взятия ими во время боев Грозненского коньячного завода.
Почти всю команду вайшнавов приютили в медсанчасти для офицерского состава (на фото, где они сидим вокруг печурки, палатка этой медсанчасти) – это была достаточно просторная палатка, где преданные собирались, чтобы принять прасад, обсудить планы, а также провести духовную утреннюю программу. Сукхананду даса же определили в находящуюся неподалеку палатку для больных и раненых солдат. Признаться с непривычки было достаточно аскетично спать в окружении страдающих людей.
Первые добровольцы-кришнаиты в Санкт-Питербурге перед вылетом на Кавказ
Вылет был назначен на 7 марта. Хотелось бы поименно назвать тех, кто был в числе этих первых добровольцев – это Сутапа прабху, Мурари Кришна прабху, Вани пати прабху, Стока Кришна прабху, Навадвипа чандра прабху, Чета прабху. Если бы даже кто-то из них знал, с чем им придется столкнуться в Чечне, то есть уверенность, что ни один человек не изменил бы своего решения. Утром 7-го марта мы были на аэродроме и ждали посадки на военно-транспортный самолет.
Выяснилось, что, так как Мурари Кришна Прабху не был заранее внесен в бортовой список, он не сможет полететь. Военный, проверявший вещи и документы, был непреклонен. Он не знал, что если преданный хочет служить Кришне, для него не существует препятствий. Этот военный не стал выгонять Мурари Кришну, а позволил ему проводить остальных. Все уже усаживались в специальный автобус, который должен был отвезти преданных к самолету. На какое-то время военный отвлекся и Мурари, словно ждавший этого момента, кинул свои нехитрые пожитки в автобус, прыгнул туда сам и затаился на полу.
Военный, повернувшись и не обнаружив провожающего, направился к кришнаитам. Однако было видно, что ему неудобно и он в растерянности, так как на его глазах человек совершенно добровольно просто рвется туда, где царят горе и смерть. Ему было неловко и подойдя к автобусу, он, не сказав преданным не слова и даже не заглянув в салон, дал водителю знак отправляться. Во время полета преданные повторяли мантру, обсуждали возможные сценарии развития событий, другие пассажиры выпили бутылку коньяка для храбрости и время от времени присоединялись к разговору.
|
</> |