Харакири или сэппуку. Как это и что это... Часть 2
otrageniya — 16.07.2019 Здравствуйте уважаемые.Вчера мы с Вами начали тему японского ритуального самоубийства:https://otrageniya.livejournal.com/2009228.html сегодня предлагаю эту тему продолжить.
Давайте попробуем смоделировать идеальное самурайское сэппуку, как оно видится в голове среднестатистического японца.
Для начала поговорим о мужском самоубийстве. Сразу же хочу сказать, что у нас принято путать 2 термина – самурай и буси. Собственно говоря, самурай (侍) это так, упрощенно говоря название сословия – японское дворянство. Буси ( 武士) же – это наименование воина, более широкое понятие. Отсюда и бусидо – путь воина. Формально говоря самурай часто мог быть буси, а вот буси – самураем не всегда. Ну и понятно, что женщин самураев было не многим меньше, чем мужчин того же сословия. А вот с буси сложнее. Хотя история знает ту же Томоэ Годзэн и других онна-бугэйся (женщин-воительниц), которые мастерски действую нагинатой, бились в одном ряду с мужчинами, и при этом не были самураями.
Но это мы отвлеклись чуток. Итак, ритуальное самоубийство мужчины-самурая, как это должно было быть.
Для начала надо было выбрать заранее идеальное место и выбрать одного идеального друга. Местом чаще всего это был сад, или где-то около буддийского или синтоиского храма. В любом случае это должно быть место, где не едят и не спят.
Идеальное время для совершения ритуала – после зари.
На землю клались циновки, покрытие белой материей (белый – цвет смерти и вечности). Сверху покрывалось алой тканью – дабы растекшаяся кровь не отвлекала от главного и не убирала гармонию ухода. В идеале над циновкой еще мог возводится навес – и от непогоды, и как бы покрытие всего действа небесами. Навес делался из ткани и тоже белого цвета. Рядом с циновкой ставился маленький лаковый столик.
Самурай делал утреннее омовение, затыкал анальное отверстие ватой, дабы не испоганить своим естеством красоту ухода, и облачался в парадное кимоно или юкату белого цвета (ну в крайнем случае, если не было белого – то бледных оттенков желтого или голубого). Важно, что на одежде не было никаких монов (гербов) – теперь у самурая не было сюзерена, кроме божеств.
Перед циновкой он снимал гэта (сандалии) и иную обувь. Японцы считают, что смерть – это тоже своего рода дом, пристанище, а в дом надо входить без обуви.
На лаковом столике должна быть расположена рисовая бумага, кисть и туш.
На циновку надо сесть в позу сэйдза: голени ног лежат на полу, стопы и тыльные стороны пальцев ног развёрнуты кверху; бёдра покоятся на внутренних сторонах голеней, ягодицы — на пятках; большие пальцы ног соприкасаются друг с другом. Колени немного разведены, локти чуть отодвинуты от корпуса. Спина прямая.
Настало время для написания дзисэй (посмертного стихотворения). Несмотря на то, что это не время для тщеславия, иногда выходило очень даже красиво. По размеру это могло быть и танка (5 строф) и хайку (3) и рэнга (не менее 2-х). Вот некоторые из дзисэй:
Речная вода
Последними звуками
Сильнее журчит.
Аримару
Земля и металл
Жизнь мою оборвали,
А время все там же.
Ацудзин
Под порывом весеннего ветра
Цветы опадают.
Я ещё легче
С жизнью прощаюсь.
И всё ж, почему?
Наганори Асано
Сильно, не правда ли?
Дзисэй писали тушью по рисовой бумаге и оставляли на столике. Иногда вместо туши использовали собственную кровь, особенно когда считали виновным себя перед страной и императором (красное на белом – национальный стяг и цвета страны), но все же это уже более поздняя практика. Не совсем по канону, да и лишняя аффектация.
Вот теперь пришло время идеального друга, о котором я уже упомянул ранее. Классическое сэппуку – это не представление для толпы. Опять-таки, кичится своим геройством и мужеством – это очень вульгарно, и даже постыдно. К чертогам смерти надо подходить только в сопровождении хорошего друга. Поэтому только он и присутствует при ритуале. Его называют кайсякунин (секундант).
Продолжение следует...
|
</> |