Хакан Вольдемар и его багатуры - 4
qebedo — 27.01.2022 Александр РостовскОВ (продолжение)«Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Едут по полю «два удалы молодца» и рассуждают, кудой ба коней стремить? В Суздале «питья много, Да будет добрым молодцам испропитися, Пройдет про нас славушка недобрая». В Чернигове, понятное дело, снова девки (стойкая неприязнь авторов «поповичеады» к Чернигову детектед) — «Пройдет про нас славушка недобрая». Решили опять в Киев, «...нам, добрым молодцам, на выхвальбу». В Киеве их князь Владимир и вопрошает — а вы хто? Немного странно, что с первого раза он Поповича из прошлой серии не узнал, впрочем, немудрено — нынче он Олёша ПоповиЦ, сын попа Левонтия, а приятель его — Еким Олёшин Парубок. То бишь, слуга (парубок — молодой человек)…
И как этого Тугарина токмо не рисовали (кликабельно)
Тут уже становится интереснее. Иоаким, Еким, ака Яким — имя редкое, и встречается оно вне церковной среды в истории Древнороссии практически один раз. Яким Павлович Княжичев — посадник (наместник князя) во Пскове, упоминаемый летописями с 1410 по 1434 годы. То бишь, слуга князев, хотя прозвище Княжичев, як полагают исторЕГи, у него от сестры, вышедшей за Федора Александровича Щепина-Ростовского — то бишь, Княжичев Родич, ибо князем Псковским был об те времена Александр Федорович Щепа-Ростовский (родоначальник Щепиных-Ростовских), отец княжича Федора. То бишь, Олёша из Ростова, а Еким — егойный «паробок»… Чем плоха версия? ИМХО, совсем ничем. Да и форма прозвища Поповиц (с -ц вместо -ч) — чистой воды «новгородизм», прямое указание на тамошний говор.
Сидят, в общем, все, пируют, и тут заваливается в палаты какое-то пуобище Тугарин Змеевич (Змей Тугаретин, ака Змееще Тугарище): «Вышина у собаки ведь уж трех сажон, Ширина у собаки ведь двух охват, Промеж ему глаза да калена стрела, Промеж ему ушей да пядь бумажная». Ведет себя по-свински, никого не уважает, но особенно Олёшу тронуло за душу, когда вон слопав цельного жареного лебедя зараз, а потом исчо и пирог. Поповиц начал Змеевича выстебывать — дескать, у мово отца, попа Левонтия, были такие же прожорливые звери домашния — собака да корова. «Да што у тя на запечье за смерд сидит, За смерд-от сидит, да за засельщина?» — вопрошает у князя Тугарин. Эта багатыр, Олёша Поповиц, отвечают ему. Тыгда Змеевище киданул в багатыра нож (у которого одних «припоев серебряных» на 17 пудов, то бишь на 272 кг), но Еким его ловко перехватил.
Да што у тя на запечье за смерд сидит, За смерд-от сидит, да за засельщина?
Всё, честные пацаны должны пойти на улицу драться, причем Олёша на вопрос своего парубка, ктой ему вломит, отвечает — не ты, а я! Причем Тугарин сперва намылился летать на «крыльях бумажных» (вот тебе, Леонардий Довинчев!), но опосля олёшиной молитвы Богоматери с ея сыном пошел дождь, крылья подмочил и вынудил Змеище спуститься. Победил его в итоге Поповиц не силой, а хитростью — подховался под коня тугаринова, тот начамши головою вертеть и высматривать, гдей-то багатыр, а тот как выскочит и голову ему саблею и снесет… Тело врага багатыр расчленил (питерския оне, питерския) и раскидал, ну а голову снес ко Владимиру — як трофей… Такова былина.
Во всей этой истории остается лишь вопрос — что за Тугарин, чего он так вольготно сидит у князя на пиру и запросто с ним разговаривает? ФольклориЗДы, как всегда, изощрялись, кто во что горазд — на них же не учат, экзамены не сдавать, можно таку ересТь плесть, что мама-ой. Типа, он — Змей Горыныч с Тугих гор, которого в другой старине заколбасил Добрыня, ибо «Змеевич», и «с Тугих гор» (и чо, он воскресши, что ли?). Или — тюркский бог неба Тенгри (ппц версия, хакан русов — йидолопоклоннЕГ). Или библейский Тогарма (Фогарма, Тегарма, Торгом), считавшийся прародителем тюрок. Или «византийский эпосный» Драхон (Драходопула — что самое смешное, на новогреческом так кличут стрекозу, и получается, что Поповиц бился… со Стрекозлом).
Фейковый Тугоркан (кликабелен)
Но, как ни странно, «больше всего похож на правду» исторический персонаж — половецкий князь Тугоркан. В 1091 году он и Боняк спасли василевса Алексиоса I Комниноса от печенегов, перебив их 29 сентября при Левунионе. В 1093 году оне уже воевали с киевским князем Святополком II Изяславичем, а когда в 1094 году заключили мир, князь взял в жены Елену Тугорканову, дщерь половца. От которой, кстати, произошли все последующие князья Турова и Пинска. В 1095 году Тугоркана знатно побили в Византии, а в 1096 году он и князь Куря напали на Переяславль, но были побиты 19 июля в битве на реке Трубеж ратями Святополка и Владимира Мономаха. Итого: княжий тесть «имеет все права» сидеть на пирах и быдлить, и убит он был «при Владимире» (Мономах обоснованно считается вторым прототипом былинного правителя Киева).
«Алеша Попович и сестра братьев Петровичей». (В некоторых вариантах братья — Збродовичи.) На пиру в Киеве князь Владимир спрашивает братьев Луку и Матвея Петровичей — чего сидите невеселы? Те отвечают — пропала сестра наша Анастасья Петровна. Тут Алеша Попович и говорит — да дома она у вас сидит [отпустимши я ея]! Братья прибежали — и впрямь сидит, да ждет… Алешу. Братья аж поперхнулися — это что ж такое он с ей уделал! А пошли-ка, блудящая сестра, в чисто поле, мы тя там покОзним!..
Печать Елены Тугоркановой, со св. Еленою
Попович тем временем берет Илью Муромца с Добрыней Никитичем и в то же поле выезжает, где «честь по чести» Илья сватает «младшого брата» за сестру Петровичей. Далее варианты рОзнятся — то ли братья «пошли в отказ» и тут же, на месте, их и порешили, или же все ударили по рукам. В обоих вариантах Алеша женится на Настасье, которая в других версиях сюжета — Елена или Еленушка, то бишь Алёна и Алёнушка. Такое вот символическое воссоединение Алёши с Алёной — богатырская семья. Впрочем, есть и варианты, в которых Збродовичи кОзнят Поповича за блуд усекновением его главы — сурово, но за дело… Такова былина.
|
</> |