Густав Климт. Надежда II
zhivopis_vl — 17.05.2023Надежда II (Die Hoffnung II) — картина австрийского художника-символиста Густава Климта, написанная маслом на холсте с добавлением золота и платины в 1907-08 годах, изображающая беременную женщину с закрытыми глазами. Это была вторая из работ Климта, посвященная беременной женщине, на обеих изображена Герма, одна из его любимых моделей. Она называлась "Видение" Климта, но стала известна как "Надежда II" в честь более ранней работы "Надежда", которая теперь известна как "Надежда I". "Надежда II" была приобретена Музеем современного искусства в Нью-Йорке в 1978 году.
Климт нарисовал беременную Герму в "Надежде I" в 1903 году, на которой она была изображена обнаженной. В Надежде II она одета в длинное платье или плащ, украшенный геометрическими фигурами. У нее длинные каштановые волосы и закрытые глаза, она склоняет голову к своей обнаженной груди и растущему животу. Из–за ее живота появляется человеческий череп, символизирующий смерть, - возможно, знак опасности родов, или, возможно, memento mori (в Надежде I ее также сопровождают череп и несколько фигур, похожих на смерть).У подножия картины три женщины также склоняют головы, как будто молятся или, возможно, скорбят
Квадратная картина размером 110,5 на 110,5 сантиметров (43,5 дюйма × 43,5 дюйма). Женщины занимают центральную треть картины, с более темным фоном с золотыми крапинками по обе стороны. Женская одежда, украшенная сусальным золотом, как византийское произведение искусства, богато раскрашенная и с рисунком, но плоская, как на православной иконе, контрастирует с изящно нарисованными человеческими лицами и обнаженной плотью, а также с более темными тонами фона.
Надежда II была выставлена на первом Vienna Kunstschau в 1908 году. Из-за скандальной наготы центральной фигуры "Надежды I" не выставлялась до второго Vienna Kunstschau в следующем году.
Картина была приобретена Евгенией Примавези до декабря 1914 года, а в конце 1930-х была продана Новой галереей Отто Каллира или его преемницы Виты Кюнстлер. Она оставалась в частных коллекциях до 1978 года, когда была продана Хансом Барнасом. В настоящее время она находится в коллекции Музея современного искусства (MOMA) в Нью-Йорке, Соединенные Штаты.