"Гуси-гуси, га-га-га" Владислав Крапивин (1988)
pro_bolotce — 14.06.2023Сюжет книги можно изложить кратко так: в обществе тотального контроля и благоденствия успешный рекламщик Корнелий Глас оказывается приговорен к смерти за неправильный переход улицы. Однако ошибки тюремных работников приводят к тому, что Корнелий остаётся в живых и становится временным воспитателем сирот-детей без индексов (вживлённых идентификационных номеров, которые обязательны для нормальной жизни в обществе «Гусей...»). От них он узнает о Стране лугов, куда можно уйти и быть счастливым. Корнелию удаётся (не понятно как) выйти из тюрьмы и вывести оттуда всех детей, а также отправить их в иной, более справедливый, мир при помощи тайного движения сопротивления тотальной индексации и контролю. Но мальчик Цезарь, любимчик Корнелия, сбежал и пошёл искать своих пропавших родителей. Корнелий находит Цезаря и решает ценой жизни спасти его родителей из жуткой генной лаборатории. Из эпилога мы узнаём, что ему это удалось.
На мой взгляд, эта книга о том, прежде всего, как выросший, но
не повзрослевший, мальчик Корнелий Глас наконец-то преодолевает
свою трусость, отравлявшую ему детство — самый важный период жизни
в мире Крапивина. Он становится смелым и решительным, как любимые
герои из приключенческих фильмов, благодаря... любви. Любви к
белобрысым, курносым мальчишкам лет 11-12 с мощным внутренним
стержнем, который не сломать жизненным неприятностям даже большого
масштаба. В детстве этой любовью был одноклассник Хальк, в 40 лет
ею стал «безында» (человек без индентификационного номера в мире
данной книги, не имеющий никаких прав и возможностей) Цезарь.
Нет-нет, традиционные ценности не порушены в книге ни на йоту,
любовь эта глубоко платоническая, чистая филия или истинная любовь
по Платону. Корнелий восхищается, прежде всего, душевными
качествами мальчиков: верностью своим идеалам, смелостью и
стойкостью (и причёской Цезаря немножко).
Владислав Крапивин гениально показывает атмосферу и эмоции главного героя. Вместе с Корнелием Гласом читатель однозначно почувствует страх человека, отверженного обществом не по своей вине, проживёт напряжение «безынды», который просто идёт по улице города и может быть задержан в любов момент, сдержанно, но однозначно обрадуется, встретив лучшего друга детства после многих лет разлуки.
В сюжете, конечно, множество моментов «и вдруг»: и вдруг улан появился на безлюдной улице, и вдруг Цезарь идёт на встречу по первой попавшейся улице... Но самая большая оплошность сюжета — это, на мой взгляд, выход Корнелия Гласа из тюрьмы, сначала одного за булочками, а потом с ребятами. У него же аннулирован тот самый индекс, вживлённый идентификационный номер, по которому в мире «Гусей...» сразу понятно, что за человек перед тобой. Но никто и никак не проверял личность человека, который ходил туда-сюда в тюрьму (!). В то же время на улице Корнелия постоянно ловили постовые с уловителями индексов, специально поджидали, что ли. А выход из тюрьмы — важнейшая часть сюжета, без неё не было ни встречи с Петром, ни спасения Цезаря, ничего.
Мне совершенно не показались интересными и близкими рассуждения о множественности миров и структуре Вселенной в виде кристалла, читала эти моменты наискосок, как будто собрание околонаучных сектантов слушаешь.
В книге минимальное количество персонажей женского пола. Они либо неприятны и появляются только в воспоминаниях ГГ (Клавдия, Алла, его жена и дочь), либо садистки и тоже лишь упоминаются (садистка-воспитательница «безынд» Эмма), ну и наконец-то Анда действует реально, но совсем мало, и подчёркнуто, что она некрасивая.
Могу ли я порекомендовать эту книгу? Да, хотя бы потому, что стоит иметь о ней своё мнение.
|
</> |