Гуманитарная катастрофа
unilevel — 22.01.2011 Ну, за просмотр конкретного сериала меня ещё не отфренживали. На самом деле, вовсе не смешно. Страшновато.Взрослые солидные люди -- с представлениями дикарей о магическом влиянии движущихся картинок на умы и души людей. Такие разбегались из зала, в котором показывали "Прибытие поезда" братьев Люмьер.
Отсюда же, кстати, представление о "зомбоящике" как о могучей силе, которая способна в один миг преобразить нелюбимого народом Каспарова в любимого вождя, а непопулярные реформы -- в популярные.
Впрочем, нет. У самих этих людей "дикарские" представления как раз отсутствуют, зато они активно приписывают их другим. Некой абстрактной "молодежи". Таинственному "простому человеку". Дескать, уж меня-то телик не зомбирует, я-то умный и продвинутый, а вот покажи подростку "Бригаду", так он сразу пойдет на улицы убивать и грабить. Не от плохой жизни, не потому, что вокруг воруют, врут, предают, подличают -- от сериала с вымышленными героями. Конечно, это саоме важное. Царь наш и божок в углу квартиры с диагональю сорок и плоским экраном диктует поведение. И не наше, а кого-то там, кому так просто промыть мозги. Чем такая позиция принципиально отличается от позиции тех, кто называет сограждан "быдлом", понять не могу. Ну, это как раньше коммунисты из верхов позволяли себе всякую запрещенную литературу читать. "Нам можно, нас не совратят, а вот этих наших пролетариев -- запросто".
Смешно, кстати, что многие из теленачальников разделяют это дремучее представление. Слышали бы они, что о них думают и говорят те самые "простые люди". Те самые зрители сериалов.
О, тут ведь речь не о художественных достоинствах. О принципах мировосприятия: "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст". Бессмысленно говорить, что сериал "Бригада" снят после девяностых -- которые, он, собственно, и описывает. И что именно с этим сериалом по времени совпало окончание того беспредела, а не его начало.
Бессмысленно говорить о том, почему он был популярен. Бессмысленно напоминать, что в СССР было два телевизионных канала с идеологически выдержанным содержанием -- и это не помогло ничуть.
Бессмысленно объяснять и специфику художественного переживания: человек в театре верит, что Анна Каренина только что бросилась под поезд, но при этом понимает, что актриса, играющая Каренину, после спектакля пойдет домой, заскочив перед этим в магазин за майонезом.
Вера в сакральность телевидения и кинематографа по-ленински чудовищна. Ну, а я так скажу (объясняя, увы, на пальцах тем, кому почему-то не объяснили это в школе) -- наши криминальные сериалы плохи не потому, что в них убивают и грабят, а потому, что они сделаны безобразно. Плохо написаны, плохо сняты. Вот, скажем, "Декстер" -- криминальный сериал о маньяке-убийце -- сделан превосходно.
И после его просмотра меня почему-то не тянет идти на улицу и кого-нибудь резать. Вести двойную жизнь или заняться чем-нибудь преступным. Впрочем, и после плохих сериалов тоже не тянет. А вот когда я читаю мудрые рассуждения о "воспитании нашей молодежи", мне об стенку себя убить хочется, это точно. Но делать этого не буду.
Для начала намекну: всё равно, что показывают по телеку, если мы говорим о художественных фильмах. Добрые советские мультики или злые западные "картунсы" о монстрах. Снято талантливо -- не повредит ни то, ни другое. Повредит, когда телевизор заменяет родителей. Не потому, что он показывает плохое, а потому, что рядом никогда нет близких людей, нет теплоты, нет любви, нет личного примера, нет общения. Маленький человек, предоставленный сам себе, рано или поздно встретится с себе подобными. И это может кончится "Бригадой", даже если все в новой компании не "Крестного отца" смотрели, а исключительно "Винни-Пуха".
Даже странно говорить о таких элементарных вещах, но, видимо, сегодня они уже не такие и элементарные.
|
</> |