... губит людей вода….

топ 100 блогов deadman_alive18.04.2015                           ... губит людей вода….

Нажимая кнопку «старт» на изрядно уже потёртой приборной панели нашей машины времени, не грех пройтись и по донецким пивбарам той поры. Это сейчас Вам пива нальют везде, где ни попадя. А специализированных, или хотя бы «полуспециализированных» заведений, которые претендовали бы на звание «храмов пива» было мало, собственно говоря, как и сейчас. Места эти были интересны нам с юношества, когда стал проявляться как и интерес к пиву, равно, как и желание быть взрослыми.
Посему, сам смысл похода «на пиво» имел для многих оттенок сакральный.
Теоретически, чтобы не морочиться походами в бар, где очереди можно было ждать и час, а купить в магазине. Но, поскольку «срок хранения – 7 суток», уже вчерашнее пиво становилось похожим на мочу пожилого зайца. Поэтому, всё равно, в известных всем местах, с раннего утра выстраивались недюжинные очереди в ожидании «сегодняшнего». Так что, хрен редьки был не особенно слаще.
Тем более, что дома, в силу нашей молодости, были «предки», а при них, было пить не принято.
И, что же продавалось?
Собственно говоря, сортов пива было не много. И, преобладало, естественно, «Жигулёвское», а, так же «Ячменный колос».
Как сейчас помню, вернувшись из колхоза в 1984-м, нарвались в «Ударнике» на бархатное «Украинское», а, по соседству, в «Океане» на Крытом (там, где потом был «Макдональдс»), купили огромные лапы крабов. Вот, оторвались после колхозной кормежки!
«Донецкое» тоже было, как и «Украинское» - чисто теоретически. Никто не заморачивался. Важно, чтобы было пиво! Кстати, попав в 1988-м в ЧССР, разницей местного с нашим сильно поражён не был. Да, лучше, но….
Кстати,  о Чехословакии (маленькое лирическое отступление).
В первый же день, придя в заведение, мы заказали. Тридцать. Официантка окинула нашу скромную компанию недоумевающим взором и спросила:
- Колько панов буде?
- Десять.
(Далее, за незнанием языка, перехожу на русский).
- А зачем  тогда тридцать?
- Пить будем!
- Так, зачем сразу, оно же выдохнется. Пусть паны потом попросят – я ещё принесу!
И, мы поняли, что мы не дома. И, не нужно для старта брать «по шесть», чтобы потом не томиться часовым ожиданием….
Back in the USSR….
Так, вот, если, всё-таки, пойти на пиво по солидному, то, куда?
Это: В первую очередь, конечно, знаменитые «Уголек» и «Чебурашка» (истинное, не мультипликационное название заведения – «Гном»).  На торцевой стороне большого зала (той, которая граничила с балконом) были чеканные фигуры трех танцующих гномов «в натуральную величину». Еще шутили все – почему втроем? Почему танцуют?
Мой покойный Друг вспоминал: «А еще там проработала бессменно со дня открытия до закрытия официантка Марина. Несмотря на то, что она была старше многих посетителей, для всех была просто Марина. Это ей принадлежит фраза "Мужики! Пиво сегодня не разбавляла. Буду недоливать".
А, на «Угольке», который, всё-таки, был рестораном, подавали прекраснейшие слоёные пирожки с мясом. Кстати, наверное, единственное было заведение с фирменной закуской…
Из популярных среди студентов – политехников, безусловно, «Тюрьма» (понятно, где – возле КПЗ, кстати, история сохранила еще одно название этого заведения – «Шуба», ибо стены его были отделаны «под шубу»), «Подмосковье» - кафе «Вдохновение» по улице Артема, сразу правее гастронома «Москва», «Деканат» - напротив кинотеатра повторного фильма, «Троянда» и расположенная ниже, на Челюскинцев, «Пельмешка». И, конечно же, знаменитая «Яма». – Это заведение для тех, кто не знает, требует отдельных комментариев. Располагалось оно в подвале здания на углу Челюскинцев и бульвара Шевченко, в котором сейчас «Укрподшипник». Переоборудовано было из общественного туалета, благодаря чему, а так же дешевому пиву и бомжеватому контингенту имело неповторимый и устойчивый запах. Официально называлось оно что-то типа «Донецк вечерний», посему на стенах имелись намалеванные хвостом непокорного мула, как сказали бы Ильф и Петров, но «во всю стену» трудноузнаваемые пейзажи любимого города. Планировку помещения никто не менял – зал налево и зал направо. В одном из них вдоль всех стен была прибита узенькая бесконечная полка, имитировавшая стол. Собственно говоря, пиво было куда поставить, но сидеть рылом в стену все равно, грустновато…. Поэтому, некоторые двусмысленно именовали это знаменательное заведение «Лицом к стене». Простите за тавтологию со словом «стена», но она наиболее ярко отражает впечатление от этого шедевра архитектуры…. Сохранилось еще одно, более политкорректное наименование этого заведения – «Трюм».
Интересно, что все перечисленные в предыдущем абзаце заведения располагались, фактически, двумя группами, плотно окружая Студгородок ДПИ  с двумя корпусами -  третьим и седьмым, а так же главный бастион, где были расположены все прочие учебные корпуса. Словом, рвануть на большой перемене на пиво (если не надо трусить горбом в другой корпус) – проще простого.
Кстати, была еще одна стекляшка по проспекту Павших коммунаров чуть ниже детской больницы (на месте известного позже «Московского привоза»), куда было милое дело бегать из стоявшего слегка особняком от прочих шестого корпуса. Называлась она «Ветерок», или «Телевизор».
А на Университетской, в хрущевской пятиэтажке, где сейчас Trinity, располагался «Кошачий глаз», который мой Дед сотоварищи (ветераны угольной промышленности) называли «Скважина».
Создавалось впечатление, что тогда кто-то очень заботился о студентах – не дай Бог, беднягам пива не достанется….
Где еще подавали в городе? В Калининском районе были «Верхние соски» и «Нижние соски», но место их расположения память уже не хранит, ибо не был там я никогда….
Вдоль Ленинского проспекта тоже были два заведения – одно через дорогу от другого. По левую сторону, в пятиэтажке был так называемый «Автомат», а вот пивнушке, находившейся в девятиэтажке позади цирка, кто–то дал соответствующее название «Львиная жопа».
Конечно, в более отдаленных районах тоже где-то чего-то было, но мы туда не попадали, да и славы эти заведения не получили и, посему, канули в Лету.
Исключение составляет неповторимый «Дубок» около пивзавода. Ездили туда редко (далековато будет), но удовольствие было гарантировано. Однозначно, всегда самое лучшее пиво в городе, прямо с завода. Даже ходила живучая легенда, что прямо от производства к кранам заведения подведена труба….
В.П. Степкин в своей книге «Иллюстрированная история Юзовки – Сталино – Донецка» рассказывает еще один любопытный случай. В 70-х годах наша номенклатура съездила с визитом в город – побратим Шеффилд. И была поражена тамошними пабами. После чего, на городском совете на полном серьезе рассматривался вопрос о строительстве в скверике за спиной памятника Ленину на одноименной площади суперсовременного пивбара из стекла и металла. И все бы было хорошо, но, тогдашний главный архитектор города Кишкань обратил внимание уважаемого собрания на тот факт, что, к сожалению, питейная культура некоторых жителей города еще далека от желаемой, поэтому, учитывая планируемое расположение заведения, не исключено, что некоторые несознательные посетители впоследствии могут испражняться прямо на монумент…. Тема тут же была на корню снята.
Еще один интересный факт из книги Степкина. И имеющий особое значение для меня, как ДПИ-шника – металлурга. Яркий пример народного каламбура, продолжающий тему метких названий, данных пивбарам.
 Итак, когда в стране стала популярной песня «Бологое – где-то между Ленинградом и Москвой», сразу же, мой любимый пятый корпус ДПИ тут же был окрещен: «Бологое»….
Для не-дончан поясню. Пятый корпус располагался примерно между двумя крупнейшими гастрономами – «Москва» и «Ленинград». Где, тоже, естественно, было….

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
...
Не знаю, поднимались и в нашем сообществе вопросы теории, адаптированные к ...
Спасибо вам, добрые узбеки за поддержку в эту трудную для нашей великой страны годину. Так уж получилось, что наши деды сумели в военное время за пару месяцев наладить массовое производство танков и самолетов за Уралом, а мы не можем быстро наладить производство защитных тряпочных ...
На прошлой неделе, 14 сентября в столице Испании проходила Неделя моды.Дизайнеры представляли здесь свои коллекции весна-лето 2024. Виктория Романовна, жена великого князя Георгия Михайловича присутствовала на показе своей подруги стилиста-аристократа Агаты Руис де ла Прада. ...