«Грязные русские» — тест на русофобию


В глазах цивилизованных народов раннего средневековья славяне
были высокими, сильными, красивыми, хотя и не слишком опрятными
людьми. Обыкновенной одеждой славянских мужчин была длинная рубаха
и плащ, но многие, как пишет византийский историк Прокопий
Кесарийский (VI в.), не имея ни того, ни другого, довольствовались
одними штанами; при этом «они постоянно покрыты грязью». Спустя
столетие учитель церкви Исидор Севильский в своем сочинении «О
свойствах народов» также отмечает в качестве характерной
национальной черты «нечистоту славян». Кстати, в разряд грязнуль
вместе с ними попали и шведы.
В начале Х в. Ибн Фадлан, участник арабского посольства в Волжскую
Булгарию, наблюдал прибывших туда купцов-русов. Этот любознательный
и наблюдательный человек буквально впился в них глазами.
Первым впечатлением Ибн-Фадлана было восхищенное удивление. «Я
видел русов, — пишет он, — когда они прибыли по своим торговым
делам и расположились на берегу реки Атиль (Волги). И я не видел
людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам,
румяны, красны... И от края их ногтя и до шеи они покрыты
изображениями (татуировкой. — С.Ц.) деревьев и тому
подобного».
Однако, войдя в жилище русов, чистоплотный араб не смог сдержать
своего отвращения. Эти люди — «грязнейшие из тварей Аллаха»,
восклицает он, ибо они «не очищаются от испражнений, ни от мочи, и
не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после
еды…»
Живя сообща в одном деревянном доме по десять-двадцать человек, они
совокупляются со своими женами или рабынями на глазах друг у друга
и ничуть не смущаются и не оставляют своего занятия, если в эти
минуты к ним в дом заглянет чужестранный купец. Они, правда, моются
не после, а перед едой, — но как! «И у них обязательно каждый день
умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды,
какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка
(наложница. — С. Ц.) приходит каждый день утром, неся
большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак, он
моет в ней обе свои руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет
их и вычесывает из гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в
нее и не оставляет ничего из грязи, но все это делает в эту воду. И
когда он окончит все, что ему нужно, девушка несет лохань к тому,
кто сидит рядом с ним, и этот делает подобно тому, как делает его
товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока
не обойдет ею всех в доме, и каждый из них сморкается и плюет и
моет свое лицо и свои волосы в этой лохани».
Лев Диакон, описывая внешность князя Святослава, прибывшего на
встречу с василевсом Иоанном Цимисхием, отметил, что «одеяние его
было белым и отличалось от одежды его приближенных только
чистотой». Рубахи спутников князя, следовательно, не блистали
белизной.
А как же знаменитая русская баня, возмутится эрудированный
читатель?
Действительно, это отечественное заведение всегда производило
сильное впечатление на иностранцев. В изложении аль-Бекри (XI в.)
устройство и целительное воздействие славянской бани выглядит так:
«И не имеют они [славяне] купален; но они устраивают себе дом из
дерева и законопачивают щели его некоторой материей, которая
образуется на их деревьях [мхом]... Затем они устраивают очаг из
камней в одном из углов этого дома и на самом верху против очага
открывают окно для прохода дыма. Когда же очаг раскалится, они
закрывают это окно и запирают двери дома, — а в нем есть резервуары
для воды, — и поливают этой водой раскалившийся очаг; и поднимаются
тогда пары. И в руке у каждого из них связка сухих ветвей, которою
они приводят в движение воздух и притягивают его к себе. И тогда
открываются их поры и исходит излишнее из их тел и текут от них
реки. И не остаются ни на одном из них следы сыпи или нарыва».
Однако следует помнить, что в языческом обществе баня была
сакральным местом, которое посещали не столько для физического,
сколько для ритуального очищения. Омовения в ней были связаны с
совершением определенных обрядов. Регулярное поддержание чистоты в
их число пока ещё не входило (доходило до появления на кожи сыпи
или даже нарывов, как следует из сообщения Аль-Бекри).
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!


«Последняя война Российской империи» (описание)
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]

ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.