Грядущий передел Европы и место России в нем


Обострение мировых отношений, особенно связанных с украинским конфликтом, к концу 2024 года наглядно показали, что существующий миропорядок при доминировании Запада не устраивает многие страны и не может быть стабилизирующим фактором. Слишком сильны оказались противоречия между Западом и Глобальным югом, между Западом и Россией, между США и Европой, а также внутри США и Евросоюза.
Комплекс противоречий по всему миру ставит вопрос об установлении нового миропорядка, способного погасить все возрастающий антагонизм между странами и установить новый баланс сил.
Запад объективно теряет пассионарность и динамичность, а соответственно влияние в мире, более того коллективного Запада уже практически нет, каждый выступает сам за себя. Глобальный проект «Запад 2.0» (Абама, Байден) провалился и США теперь ставит задачу править миром единолично.
Старый мир рушится по всем направлениям. Это происходит как в США, так и в Европе. В странах Запада прошла деиндустриализация и перенос производств в страны Глобального юга, денежная эмиссия и финансовые аферы вместо развития производства подорвали экономику, ложная попытка под надуманным предлогом защиты окружающей среды навязать всем бессмысленный и нереализуемый зеленый переход разрушает энергетику, а бесполая гендерная политика подорвала христианские моральные устои. Все это привело к краху пятисотлетнего доминирования Запада.
Наибольшие проблемы затронули Евросоюз, принятая модель глубокой и жесткой интеграции не оправдала себя и близка к завершению. Учитывая, что США за свой счет являлись монополистом в западном мире по предоставлению услуг безопасности, Европа жила и процветала за счет этой ренты.
Проблемы безопасности в Европе с доминированием США в НАТО пришли в противоречие с экономическими интересами европейских государств. Брюссель оказался не в состоянии без США обеспечить не только военную (НАТО без США не может быть гарантией безопасности), но и экономическую и энергетическую безопасность европейских государств.
Без рынков и ресурсов Евразии ЕС начал стремительно деградировать. Европа успешно процветала на тесных взаимоотношениях с Россией и постсоветскими странами, используя их дешевые ресурсы и рынки, вынося в том числе и туда свое производство.
После деиндустриализации и лишения дешевых энергоресурсов Евросоюз уже не может обеспечить своим членам экономическую безопасность, а НАТО без США не в состоянии обеспечить военную безопасность. Стремление сплотить страны ЕС в поддержку Украины привела к существенному их экономическому ослаблению и еще большей потере национальных суверенитетов.
Назревавший кризис Евросоюза и НАТО в связи с украинским конфликтом резко обострился, страны участники стали более осторожно относиться к евроатлантической солидарности, все чаще поднимая вопрос о завершении войны и большей экономической самостоятельности.
Бездумная и безоговорочная поддержка войны на Украине подорвала экономику Евросоюза и поставила серьезный вопрос о его устойчивости. США, цинично воспользовавшись украинским конфликтом и прикрываясь лозунгами единства Запада, в ущерб экономическим интересам стран Евросоюза заставили их отказаться от ресурсов и рынков Евразии. Высокотехнологичное производство стало быстро загибаться, европейские страны беднеть и переносить производства в США, что привело Евросоюз в экономическое и политическое подчиненное США.
Часть европейских страна (Венгрия, Словакия и другие) навязали дискуссию о будущем Европы с преобладанием тенденций ухода от мирового глобализма, европейской автономизации и отказа от решения стоящих проблем санкционными и военными методами. При этом уже явно звучат призывы к сворачиванию централизованной европейской структуры управления и повышению самостоятельности государств с европоцентричной системой безопасности.
В связи с неизбежным нарастанием экономических и оборонных европейских проблем, Евросоюз и НАТО неизбежно должны будут трансформироваться. Евросоюз может стать политической организацией с большей ролью национальных государств, а НАТО в новой системе безопасности может преобразоваться в координирующий орган самостоятельного европейского оборонного союза с независимым от США формированием и финансированием вооруженных сил.
Не такая простая ситуация и в США, к власти там пришла элита, которая вместо стремления к глобализму ставит перед собой цель «сделать Америку великой» путем реализации другой модели покорения мира на основе своего технологического могущества и реализации национального проекта. Американская элита хочет заняться собственным развитием и сбросить гири в лице Европы и других обременительных союзников, требующих громадных расходов и не дающих должного эффекта в изменившемся мире. Они хотят подчинить Европу и весь мир путем своего экономического могущества, НАТО им для этого совершенно не нужно, без США эта структура ни на что не влияет.
При этом США, как многие думают, не собирается изолироваться и «уходить в себя» и тем более просто так сбрасывать обременительные активы. Американцы планируют новый этап гегемонизма с позиции собственного национального усиления. Они осознали, что восстановление американского экономического могущества невозможно без разрушения евроатлантического союза и началась борьба за европейское наследство.
Это усиление будет в первую очередь за счет Европы и других союзников путем расширения своих естественных границ и сосредоточения сил на тихоокеанском плацдарме и богатой ресурсами Арктике, куда перемещается мировое противостояние.
То есть США уходят с теряющего значение евроатлантического плацдарма на перспективный тихоокеанский. Формируется новая брито-американская ось США – Британия – Канада – Австралия, этакая дуга, соединяющая два океана через Арктику. Отсюда и экстравагантные заявления Трампа с претензиями на Гренландию, Канаду и Панаму.
В такой схеме США могут пойти на установление взаимоотношений с Россией, учесть ее ранее заявленные интересы в Европе и договориться об общих интересах и проектах в Арктике, как ключ к тихоокеанскому плацдарму. В таких проектах Украина явно лишний провокационный элемент, который можно красиво разменять.
В этой связи могут появиться и взаимные интересы по поставке энергоресурсов в Европу, США в состоянии выкупить у европейских кампаний их доли в Северных потоках, а у Украины забрать за долги долю в газотранспортной системе и на пару с Россией диктовать Европе условия ее энергетической безопасности.
Все эти события говорят о том, что старый мир на основе идей глобализма и существующая система безопасности приходят к своему завершению и приближается момент раздела мира на сферы влияния. Все идет к регионализации мирового развития, как экономической, так и военной, когда вопросы безопасности не могут решаться без учета экономических интересов отдельных стран и регионов.
По всей видимости 2024 год станет последним годом старого мира. Приближается время мировой перестройки и ее триггером становится стоящая за Трампом американская национальная закулиса. Так складываются обстоятельства, что избранный президент может стать модератором большой разрядки в мире после его воцарения в Белом доме.