«Груз 200» (2007)
dm_bondarenko — 10.09.2020В 1984 году некогда великий и могучий СССР окончательно застрял в безвременье, и пожилые жители продолжали плыть по течению, а молодежь с отвращением воспринимало опостылевшую идеологию. В небольшом провинциальном городе Ленинске переплетаются несколько историй, включая историю преподавателя научного атеизма в ЛГУ Артема Казакова, капитана милиции Журова, дочери секретаря райкома Анжелики и философствующего уголовника Алексея. Через некоторое время, в этом Богом забытом городе будут твориться ужасы, достойные пера маркиза Де Сада…
В марксизме есть одна из расхожих формул о том, что бытие определяет сознание. Лично я придерживаюсь альтернативной точки зрения, но «Груз 200» показывает действие именно марксисткой формулы. Маленький промышленный город Ленинск не может похвастаться ничем, кроме серости и депрессивного индустриального пейзажа, глядя на который, начинаешь потихоньку сходить слетать с катушек, что и делает немалое количество героев этого фильма.
Одной из центральных сцен фильма является философский спор между профессором Артемом Казаковым и уголовником Алексеем о Боге, атеизме и утопичности. В этом диалоге затронут интересный аспект – несмотря на декларирование СССР как атеистического государства, советская идеология, в особенности в сталинскую эпоху, базировалась, в какой-то степени, на религиозных догматах (включая обожествление Ленина и построение идеального общества - социалистического рая).
Соответственно, в этом же диалоге затрагивается вопрос морали, а именно возможность ее существования в обществе, в котором официально отринуты христианские идеалы. Профессор Казаков пытается что-то мямлить о том, что заповеди могут вполне существовать в атеистическом обществе из-за их соответствия концепции материализма, но Алексей настаивает на том, что в обществе, отринувшем Бога, не может быть никаких общечеловеческих ценностей и нужно строить христианский «Город Солнца». Кто же из них прав? Решать Вам.
В это же время СССР вел войну в Афганистане, которая стала в сознании ряда советских граждан классической войной за чужие интересы. Алексей Балабанов показывает казенное пренебрежение к павшим солдатам, которым придумали канцелярскую аббревиатуру – груз 200. Советским чиновникам нет особого дела до павших солдат и их даже не всегда могут достойно похоронить. А в это же время в грузовой самолет с гробами быстро заводят новых солдат для мясорубки, которая будет длится еще пять долгих лет.
В свою очередь, мне кажется, что линия с капитаном милиции Журовым введена с целью показа полной деградации советской провинции. Большинство жителей провинции либо пьянствуют, либо залипают круглыми сутками в телевизор. В это же время наделенные властью упыри, во главе с капитаном Журовым, выбивают показания из невинных алкашей и устраивают страшные представления в своих квартирах, а их соседям наплевать на происходящее под их носом.
А что же в это время делают городские? Городские ходят на рок-концерты и думают не о построении «Города Солнца», а о том, как заработать побольше денег. Так что факт того, что один профессор научного атеизма крестился ничего не изменит, потому что СССР обречен (провинция завязла в апатии и пьянстве, а город в цинизме и меркантилизме). Именно о неизбежной смерти СССР снял свой фильм Алексей Балабанов. Рекомендую посмотреть и сделать свои выводы.
Мои дорогие читатели, по этой ссылке для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).
|
</> |