Грошовая опера

топ 100 блогов sophistaque13.08.2010

Stupidity intellectual and stupidity moral (for the one always means the other,
as you will, with surprise or not, discover if you look) had borne this progeny...
Carlyle [0]

Г. Галковский учит, а наша нелепая действительность намекает, что русский человек глуп. Однако, как он глуп? Едва ли русский человек туп и несообразителен: остряков всех направлений и соображальцев --- как показывает опыт ЖЖ --- в русском народе предостаточно. Да и потом, малые дела в исторической России, несомненно совершавшиеся русскими, совершались достаточно хорошо для того, чтобы историческая Россия: (1) сохранялась длительное время; (2) обладала громадным весьма однородным белым русским населением; (3) сделала хорошо видимые на картах приобретения. Все это знаки исторического величия --- сравните со славянской Польшей и православной Румынией. И величия такого ни под каким инородческим руководством не мог бы достичь народ, "не отличающий правой руки от левой".

Тем не менее, учение о русской глупости глубоко трогает сердца россиян. Зане оно проливает любимый со времен "позитивизма" 60х годов материалистический бальзам "объяснения" на их раны. Наш народ, подобно избранному Богом Израилю, остро нуждается в бичующих его пророках. Без этого и слушать не станут. С другой стороны, камни у нашей публики тоже всегда наготове...

Так что же насчет глупости? Мы предлагаем вместо умственной тупости поискать в русском народе некоторую тупость этическую, или, более общо, аксиологическую: именно, поразительное бесчувствие к цене больших ценностей.

Русский человек всегда был довольно удачливым и расторопным торговцем. И даже поторговаться весьма любил. Выгадать немного в свою пользу. По правде, и надуть покупателя русский человек совсем не чужд --- не глупей чай жида с армянином --- да вот только надувает он больше себе в убыток: продаст, скажем, на рынке хрен за петрушку; выгадает копейку, а покупателей отвадит.

Русский человек велик в малом. (Именно вопреки лукавым измышлениям о его загадочной душе и великодушии; великодушие у него если есть, то фатально противопоставленное здравому смыслу. Мы не умеем великодушно выиграть, не превратив, то есть, победы в поражение. На Небе сие, быть может, зачтется, но не в политике). Русский человек силен в небольшом деле и небольшой торговле: не Ротшильд, но именно "его степенство", осмеянный Островским.

Опасаясь рекомой силы, в принципе могущий насытить голод (о коем ниже) и привести к большому, русских старательнейшим образом оттирают от сей области. Области, где следовало бы просто позволить русском человеку "делать", позволить ему быть --- laissez faire --- не утомляя начальственным прогрессорством (в случае Царизма), столь любимым г. Галковским, но отнюдь не позволяя "быть" зловредным инородцам.

Совецкая власть, как известно, учила --- далеко заходя за ритуальные рамки марксизма --- о вредоносности и порочности всякой торговли. Даже совецкая торговля таила в себе нечто постыдное. Борьба со спекуляцией, мешочничеством и подобным красной нитью проходит сквозь совецкую историю. "Русским деньги не нужны," в общем.

Сам Ильич часто сетовал на угрозы со стороны "мелкобуржуазной стихии", бесстыдно призывая в то же время к "сожительству с крупным капиталом". Совецкий пафос был направлен против мелкой торговли, против маленьких денег. Других внутри Совдепа и не было, но показательно хотя бы постоянное усиление борьбы против слабосильного противника: уничтожение каких-нибудь частных парикмахеров, бывших до германской войны, или налогообложение приусадебной смородины колхозников.

"Копеечничество" русского народа получило значительную поддержку, когда большевики уничтожили в нем тех, кто держал в руках больше десятки --- кто, то есть, знал цену ценностям; кто чувствовал ценное в своей руке и был способен им рачительно распорядится. С другой стороны, самая революция несомненно обязана народным чертам. Процесс сам себя усиливал: русский человек продал ценное и достойное Самодержавие в надежде хлебнуть либеральной похлебки, а превратился в ни чего не имущего пролетария. Люмпен-пролетария, чей масштаб и поле деятельности --- помойка с ее грошовыми интересами и кровавыми неприглядными методами. Собственно, "совки" суть народ-пролетарий, на фоне коего убогие закавказские батоно (сохраненные и взлелеянные Софьей Власьевной) выглядят могучими "олигархами".

Посмотрим на русскую проекцию совецкого коммунизма. Кроме воровства, душегубства и заграничного шпионажа, был ведь у рядовых дурачков-комсомольцев и кой-какой искренний пафос. Настоящая психология коммунизма. И пафос тот был, среди прочего, такой: "У нас собственная гордость; нам деньги не нужны, ибо вместо буржуйских денег мы получим самый передовой на свете коммунизм". Ценность (благоустроение старого общества, "деньги") мы отвергнем --- действительно, вместо мы получим гораздо большее. Отсталые штаны мы сбросим --- препояшемся передовым красным стягом.

Равным образом и теперь иные национал-демократы рассуждают у нас, скажем, о благостности узаконения проституции, педофилии. Запреты де в том-то и том-то нерациональны. А мы рационализируем. Будем впереди Европы; то-то Рассея воспрянет! А нравственность-"фофудья" --- какой в ней прок? Грош ей цена! Пусть отсталые европейцы запрещают; а у нас им на зависть будет луна-парк прогрессивного человечества. ("Милости просим, гг. иностранцы!")

Только, представляется, с таким рационализаторством будем мы не впереди, а вперде --- как и вышло с коммунизмом...

Или вот еще. Г. Галковский постоянно подает русским дурачкам интеллектуальную милостыню. Те же благоговейно принимают. А потом дерутся за нее меж собою. Под фирменные разговоры о сети чифирен и неразумных издателях, упускающих свое счастье. "Денег, денег пришлите!" --- этот клич, хоть и гораздо рациональнее пресловутого "Только денег не присылайте!", имеет с последним одну печальную природу. Также, как и излишнее увлечение конспирологией политики --- заманчивыми, но совершенно недоступными тайнами "большого бизнеса". Сказывается голод по "бизнесу", по делу, по отношениям мены. По блеску и Эросу денег. Голод, вымученный в умах старой интеллигенции ("не присылайте") и вымучивший русских in rebus в Совдепе.

Однако, всякий голод тем еще страшен, что ужасно неразборчив. Вокруг самой маленькой и дрянной заплесневелой крохи он образует напряженнейшее движение и свирепую драку, не оставляющие вовсе места интеллектуально-гастрономическим изыскам. Не оставляющие места досужему, доброжелательному (хоть для виду) и наблюдательному взгляду. Вся отечественная умственная жизнь замкнута в круге этих крох (не весьма философских :)) и милостыней. Замкнута железным кольцом необходимости: с голодным не поспоришь. Тем более глупо и безнравственно спорить с ним "об устрицах".

Русский народ есть некий новый Исав, кой оголодав, расстался с первородством за еду. Голодный совецкий человек тоже все делает за еду и Родину --- за РиЖ, закономерно принимая потом в РиЖ. Удивительно, что эта черта едва ли привнесенная: тому нас учит история русских образованных классов, приправлявших свою чечевичную похлебку "свободы" красным бантом в виду гибнущего Самодержавия. Да и теперь над нами огромна власть мелкого прайса. За него продаются ФЭПу, за него служат в ОМОНе...

Впрочем, даст Бог, копеечка сложится к копеечке, а из интеллектуальной милостыни наберется целковый рубь. Такие вот демократические упования.

[0] Тупость умственная и тупость нравственная (ибо одна всегда означает другую, как вы с удивлением или без обнаружите, если посмотрите) принесли сие потомство... (Карлейль)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Интересное наблюдение: у всех любопытных неврологов-экспериментаторов всегда очень живое выражение лица и такой огонь в глазах! :-) И они любят делиться своими знаниями. Есть тут такой доктор с горящими глазами - Штефан Брандт. Он, среди прочих, запустил тут огромный проект, в ...
Наше путешествие по Европе не случайно включало в себя посещение Праги. Дело в том, что мой отец офицер и какое-то время мы жили в военном городке Миловице, где располагался штаб советской Центральной Группы Войск (1968—1991гг.). Отца "наградили" службой в Чехословакии, после службы в ...
Мы с Дмитрием Московским написали песенку на актуальную тему. Получился, можно сказать, ДОКУМЕНТ ЭПОХИ. : Пауки - об этом знают многие – Очень ловкие членистоногие. Сомневаться в этом и не стоило; Вот вам в подтверждение история. За диваном в сырости и плесени Жил паук не ...
Если сказать, что результаты 92-й церемонии награждения Американской киноакадемии были неожиданными, то это значит не сказать ничего. Церемонию и так сопровождали негативные нотки после оглашения шортлиста в связи с отсутствием в ключевых номинациях как темнокожих актеров (кроме Синтии ...
Меня зовут Жанна Крёмер (Жанна Ямайкина - тоже я, и Петра - это тоже про меня). Мне скоро 33 года, я беларусская активистка, феминистка, журналистка. На данный момент живу с семьёй в Берлине. Я расскажу об одном своём дне, который начался 12го, а ...