Грекос Акритос - 5
qebedo — 19.06.2022 Македонское возрождение (окончание)«Македонское возрождение» – еще и время очередного расцвета ромейской литературы. Развиваются старые жанры, появляются новые. Прежде всего, возникают очередные шедевры в самом «ударном ряду» потомков древногреков – исторических сочинений. Прежде всего, большой свод хроник нескольких авторов, условно названный «Хронография Продолжателя Феофаниса», поскольку события в нем начинаются с того самого места (813 года), где закончил свой труд Феофанис Омологитис (Исповедник), автор «Хронографии», описывавшей историю Романии с 284 по 813 годы. КультуролУХи делят «ПФ» на три части (соответственно, написанные тремя писателями): книги с I по IV – аноним, живущий во времена василевса Константиноса VII, описывает правления царей Леона V Армянина, Михаила II Травла, Феофилоса и Михаила III Мефистоса; книга V – биография василевса Василиоса I Македона, написанная, как гласит вступление к ней, самим Константиносом VII; книга VI, делящаяся на две «подчасти» (может быть, разными людьми писанная) – жизнеописания Леона VI Софоса, Александроса III, Константиноса VIII и Романоса I (первая подчасть), Романоса II (вторая подчасть).
Фишка «ПИ» как раз в литературном таланте авторов – в отличие от многих предшественников и последователей (в том числе и от самого Феофаниса Исповедника), они стремятся передать «нюансы психологии» царей, увязывая именно с ними их политику и образ жизни. В итоге каждый из описуемых предстает перед нами как «як живой», сложной «многограненой» личностью. В этом, наверное, с «ПФ» может сравниться токмо Прокопиос Кесарийский (писавший в VI веке) и Михаил Пселлос (XI век). Также это основной источник, из которого мы узнаем о событиях первой половины правления македонской династии. Можете сами припасть к источнику и убедиться.
Из исторических сочинений следующее по значению и таланту автора – «История» Леона Диаконоса. Описывается в его небольшой книге сравнительно короткий промежуток времени, с 959 по 976 год, зато подробно и «со знанием деталей и тайных пружин». По стилю подражает Фукидидису и ранним ромейским авторам, особенно Агафиосу Схоластикосу (историк VI века). Отличительная черта Диаконоса - он не делит людей на «хороших-хороших» и «плохих-плохих», честно стараясь подчеркивать отрицательные и положительные моменты в поступках каждого персонажа. Обожаем арие-фошиздами за колоритный образ лидера Киевской ОПГ «хакана русов Сфендослейва» - хрестоматийный портрет человека в «почти чистой рубахе, с кольцом в ухе и клоком волос на голове». В целом является фанатом Никифороса II Фокаса и Иоанниса I ЦимискИса, критикует первые годы правления Василиоса II.
Другим важнейшим сочинением эпохи стал «Мириобиблион» («Тысяча книг»), ака «Вивлиофика» («Библиотека»), хрестоматия-энциклопедия, созданная школой патриарха Константинополя Фотиоса I. Вопреки названию, описано там всего 279 книг (по главе на каждую) – краткие изложения сочинений Аристотелеса, Дионисиоса Галикарнасского, Диодороса Сицилийского, Диона Кассиоса, и даже худлита, типа романов Ахиллеоса Татиоса, Аполлониоса Тианского и пр. (принцип был простой – «книги, которые я прочитал»). Поскольку «ударял» Фотиос по древнегреческой классике, многие описанные им произведения утеряны, и их содержание известно нам токмо из «Мириобиблиона».
Еще одно сочинение «школы Фотиоса» – словарь «Лексион синагогИ» («Лексикон»), считавшийся утерянным, но обнаруженный в 1959 году в одном из монастырей Македонии (Северной – а то у граждан греков снова выпадение в осадок случится). Это толковый словарь (около 800 статей) слов по произвольному (непонятному нам) выбору, из античной классики, официального делопроизводства, «вульгаризмов народных» и пр. К каждому слову подобраны синонимы, фразеологические обороты с ними и т. п. По тому же принципу строился энциклопедический словарь группы анонимусов «Суда», ака «Свидас» (Σοῦδα ака Σουΐδας), составленный во второй половине Х века (начали при Иоаннисе I ЦимискИсе) – 30 000 статей о словах, в основном из античной литературы, поясняющие их смыл. По грандиозности – это самое монументальное произведение в ромейской филологии.
Фотиос I - он исчо и святой, потому рисуемый на иконах
Про то, что василевс Константинос VII Порфирогенитос собирал древние рукописи и сам писал трактаты, было уже сказано – его «Об управлении империей», «О фемах», «О церемониях» до сих пор остаются самыми главными источниками по географии и этнографии Х века, по византийской бюрократии и государственному управлению и пр. Помимо этого, по его поручению разными авторами были составлены справочники (компиляции и обработки античных текстов) по самым разным наукам – агрономии, медицине, ветеринарии.
В это же время (примерно Х век) грамматик (в Романии – синоним филолУХа) Константинос Кефалас составил антологию греческих эпиграмм (вопреки распространенному заблуждению, эти короткие стихотворные сочинения были не только, и даже не столько сатирическими, но писались на все случаи жизни, даже погребальные), получившую по месту ее отыскания в Палатинской библиотеке града Хайдельберга название «Палатинская антология». Помимо античных текстов, Кефалас усердно собирал и сочинения современников – например, известного поэта Григориоса Теологоса (Богослова), ака Назианзиноса, автора «духовных» и «себяописательных» стихов.
Григориос Назианзинос
Ну и, конечно, если говорить о «Дигенисе Акритасе», то никак не обойти старейшую из известных нам ромейских акритских баллад – «Армурис» («Песнь об Армурисе», «Сын Армуриса»). Впрочем, разговор о ней нужно вести в ином антураже, с описанием времени и места – ромейско-арабской границы IX-XI веков…
|
</> |