Grande Galerie №52

топ 100 блогов green_fr27.08.2024 Номер, на котором я притормозил «нормальное» чтение журнала. Сначала был ковид, и я достал когда-то купленный архив всего журнала, чтобы начать его читать с самого первого номера, параллельно конспектируя самое интересное в русской Википедии. Потом началась война, и статьи про Лувр в русской Википедии резко потеряли актуальность, равно как и мои посты про журнал Лувра. Тем не менее. Это осень 2020 года, колонка редактора о том, кто какой шедевр пойдёт смотреть в первую очередь, как только станет можно. Статья о выставке скульптур итальянского возрождения, которая должна была открыться в мае, но из-за пандемии её перенесли на осень-зиму. Что такое перенести выставку? Как договариваться о смене дат займа скульптур? Как вообще перевозить скульптуры во время пандемии — и гарантировать их возвращение? Как делать выставку, когда ты толком не знаешь, сколько ты туда сможешь пустить посетителей, и на каком расстоянии они должны держаться друг от друга? Что делать с каталогом, который уже готов, но который содержит информацию о тех скульптурах, которые в итоге не приедут (в мае они были свободны, а на зиму на них уже были другие планы, например)? Отличная тема.


Рубрика «приобретения», пишут про две миниатюры Симона Бенига. Я обожаю, когда (как на правом нижнем сегменте) слова персонажа пишут на ленте, и эта лента извивается на картине так, что какие-то кусочки текста видны «с той стороны». В данном случае это «VIGILATE.ET.ORATE.NE.INTRETIS.IN.TE(M)TATIONEM»:

Grande Galerie №52


В этом номере начали новую рубрику: Chefs-d'œuvre méconnus = малоизвестные шедевры. Идея хорошая, надеюсь продолжат. По странице текста на предмет, который заслуживает достаточно внимания, чтобы о нём можно было написать страницу текста, но при этом настолько «невидимый» в музее, что лично я из 7 предметов не узнал ни одного. В том числе вот этот египетский стул (фото слева). Пишут, что в Европе стул как стул (то есть, индивидуальное сиденье со спинкой, но без подлокотников) появился только с Возрождением — этот же стул II тысячелетия до нашей эры.
Смысл у стула достаточно понятный: сидящий на нём находится под защитой льва, чьи ноги играют роль ножек стула. Сам стул, конечно же, был похоронен вместе с хозяином — сидеть на нём предполагалось во время загробной жизни. Когда стул был найден, не пишут, но пишут, что в этот момент его достаточно серьёзно «реставрировали»: заменили кожаные детали на спинке и покрасили ножки в синий цвет.

Grande Galerie №52 Grande Galerie №52

На фото справа — другой экспонат из этой же рубрики, скульптура «Дети с козой» Жака Саразена. Тут хохма скорее в истории скульптуры: изначально (1640 год) это была скульптура про детство Вакха, заказчик поставил её в своём дворце, в комнате, тематически украшенной для культурного принятия вина :-) Потом скульптуру купили для королевской коллекции Людовика XIV, какое-то время пытались её поставить в Лувре, потом в Версале, и наконец перевезли в сады дворца Marly. Но на природе она совсем не смотрелась (маленькая), поэтому в 1701 году король приказывает приделать к скульптуре постамент: вот это буйство, что изначально мы принимаем за скульптуру, это всего лишь столик для неё. В 1778 году скульптуру снова возвращают в Лувр, но ненадолго, потому что приходит Революция. Глупо смеяться над революционерами, но выглядит действительно как будто скульптурой затем занимались какие-то пьяные матросы. Коза? Коза! Значит в зоопарк! Её в 1794 году передают в Muséum d’histoire naturelle. Затем реально в зоопарк того же музея, затем в теплицы, затем в галерею зоологии... И только в 1924 году её «вернули» в Лувр. Стоит теперь во дворе Марли, под лошадками — из-за которых её, конечно же, никто не замечает.


Статья про коллекцию Carlos de Beistegui — ключевого, но при этом эпизодического героя одного из моих любимых романов. Коллекция висит в зале 714, совсем рядом с Большой Галереей, зал имени самого Бейстеги (не уверен, как правильно это пишется по-русски, Википедия молчит). Пишут, что коллекцию он частично передал государству в 1942 году — легко можно себе представить контекст, когда тебе светит либо подарить Франции, либо быть экспроприированным в пользу Германии (Бейстеги был мексиканцем, Мексика к тому времени вступила в войну на стороне союзников, экспроприации были более чем возможными). Передал «частично» в том смысле, что формально картины переходили государству (nue-propriété), но физически до смерти Бейстеги оставались в его владении (usufruit). В итоге всю войну картины были в хранилищах Лувра (тех самых, которые по всей стране развезли и постоянно перевозили, чтобы немцы не отобрали), и только после победы вернулись — сначала в Париж, на «победную» выставку, а потом в Биарриц, в дом Бейстеги.

Вот портрет самого Бейстеги. На фоне картин, которые Бейстеги тоже передал Лувру ([1] и [2]). Про скульптуру Аполлона ничего не пишут, а монеты и лупа на столе отсылают к коллекциям монет, подаренным Бейстеги BNF (1902 и 1919).

Grande Galerie №52

Хороший человек, пусть и указал в завещании, что его коллекция должна всегда быть представлена вместе, и части её никогда не могут быть одолжены другим музеям — поэтому да, совсем рядом с Большой галереей есть такой зал с относительно сборной солянкой, с которой юридически ничего нельзя сделать. С другой стороны, в статье об этой коллекции регулярно пишут: эту картину он купил, по совету кураторов Лувра, а эту — по их просьбе. Как будто он изначально собирал коллекцию именно для передачи её Лувру — интересный, конечно, мир.


Пишут, что на сайте Лувра открыли рубрику «Petit Louvre» с какими-то материалами для детей. Одно из первых видео — про скульптуру, о которой я уже писал здесь. Мне кажется, у меня получилось лучше :-) Но я и не на детей ориентируюсь.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вот это кайф! Полмиллиона по вене! В Екатеринбурге задержан нарколыга спустивший на героин за 3 месяца полмиллиона рублей. Деньги на такую жизнь ему давала арендованная шиномонтажная мастерская и банковский кредит, взятый на развитие бизнеса. ...
Я изучал немецкий язык в экспериментальной школе. До седьмого класса над нами ставили опыты по усвоению материала, скорочтению и внеплановой сдачи норм гто. Учился я очень хорошо, хоть и неохотно. Был на дружеской ноге со всеми очкастыми и ...
Происходящие на Украине события всегда вызывали живой интерес в России, но по прошествии стольких лет после государственного переворота 2014 года страсти поутихли. Тем не менее на всех основных российских телеканалах украинская тематика получила второе дыхание. Практически ...
По поводу Олега Кашина все сейчас бросились "по следу" "Молодой Гвардии" "Единой России". Но ведь есть еще и "сраный Турчак"! Вспомним эту историю - это было в середине августа: Теперь глава Псковской области Андрей Турчак навсегда войдет в анналы ...
Друзиа, такой вопрос. Знаете ли вы художественные произведения, где герои пьют чай в поезде и автор этот процесс упоминает или (ещё лучше) описывает? Если знаете такое - напишите, где. Чего тут не надо: киносценариев, фильмов, киножурналов и т.п. Это другой поток образов. Пока нужно ...