Grande Galerie №52

Рубрика «приобретения», пишут про две миниатюры Симона Бенига. Я обожаю, когда (как на правом нижнем сегменте) слова персонажа пишут на ленте, и эта лента извивается на картине так, что какие-то кусочки текста видны «с той стороны». В данном случае это «VIGILATE.ET.ORATE.NE.INTRETIS.IN.TE(M)TATIONEM»:

В этом номере начали новую рубрику: Chefs-d'œuvre méconnus = малоизвестные шедевры. Идея хорошая, надеюсь продолжат. По странице текста на предмет, который заслуживает достаточно внимания, чтобы о нём можно было написать страницу текста, но при этом настолько «невидимый» в музее, что лично я из 7 предметов не узнал ни одного. В том числе вот этот египетский стул (фото слева). Пишут, что в Европе стул как стул (то есть, индивидуальное сиденье со спинкой, но без подлокотников) появился только с Возрождением — этот же стул II тысячелетия до нашей эры.
Смысл у стула достаточно понятный: сидящий на нём находится под защитой льва, чьи ноги играют роль ножек стула. Сам стул, конечно же, был похоронен вместе с хозяином — сидеть на нём предполагалось во время загробной жизни. Когда стул был найден, не пишут, но пишут, что в этот момент его достаточно серьёзно «реставрировали»: заменили кожаные детали на спинке и покрасили ножки в синий цвет.


На фото справа — другой экспонат из этой же рубрики, скульптура «Дети с козой» Жака Саразена. Тут хохма скорее в истории скульптуры: изначально (1640 год) это была скульптура про детство Вакха, заказчик поставил её в своём дворце, в комнате, тематически украшенной для культурного принятия вина :-) Потом скульптуру купили для королевской коллекции Людовика XIV, какое-то время пытались её поставить в Лувре, потом в Версале, и наконец перевезли в сады дворца Marly. Но на природе она совсем не смотрелась (маленькая), поэтому в 1701 году король приказывает приделать к скульптуре постамент: вот это буйство, что изначально мы принимаем за скульптуру, это всего лишь столик для неё. В 1778 году скульптуру снова возвращают в Лувр, но ненадолго, потому что приходит Революция. Глупо смеяться над революционерами, но выглядит действительно как будто скульптурой затем занимались какие-то пьяные матросы. Коза? Коза! Значит в зоопарк! Её в 1794 году передают в Muséum d’histoire naturelle. Затем реально в зоопарк того же музея, затем в теплицы, затем в галерею зоологии... И только в 1924 году её «вернули» в Лувр. Стоит теперь во дворе Марли, под лошадками — из-за которых её, конечно же, никто не замечает.
Статья про коллекцию Carlos de Beistegui — ключевого, но при этом эпизодического героя одного из моих любимых романов. Коллекция висит в зале 714, совсем рядом с Большой Галереей, зал имени самого Бейстеги (не уверен, как правильно это пишется по-русски, Википедия молчит). Пишут, что коллекцию он частично передал государству в 1942 году — легко можно себе представить контекст, когда тебе светит либо подарить Франции, либо быть экспроприированным в пользу Германии (Бейстеги был мексиканцем, Мексика к тому времени вступила в войну на стороне союзников, экспроприации были более чем возможными). Передал «частично» в том смысле, что формально картины переходили государству (nue-propriété), но физически до смерти Бейстеги оставались в его владении (usufruit). В итоге всю войну картины были в хранилищах Лувра (тех самых, которые по всей стране развезли и постоянно перевозили, чтобы немцы не отобрали), и только после победы вернулись — сначала в Париж, на «победную» выставку, а потом в Биарриц, в дом Бейстеги.
Вот портрет самого Бейстеги. На фоне картин, которые Бейстеги тоже передал Лувру ([1] и [2]). Про скульптуру Аполлона ничего не пишут, а монеты и лупа на столе отсылают к коллекциям монет, подаренным Бейстеги BNF (1902 и 1919).

Хороший человек, пусть и указал в завещании, что его коллекция должна всегда быть представлена вместе, и части её никогда не могут быть одолжены другим музеям — поэтому да, совсем рядом с Большой галереей есть такой зал с относительно сборной солянкой, с которой юридически ничего нельзя сделать. С другой стороны, в статье об этой коллекции регулярно пишут: эту картину он купил, по совету кураторов Лувра, а эту — по их просьбе. Как будто он изначально собирал коллекцию именно для передачи её Лувру — интересный, конечно, мир.
Пишут, что на сайте Лувра открыли рубрику «Petit Louvre» с какими-то материалами для детей. Одно из первых видео — про скульптуру, о которой я уже писал здесь. Мне кажется, у меня получилось лучше :-) Но я и не на детей ориентируюсь.
|
</> |