Грамматика для дошкольников

Когда пора учить ребёнка грамматике? Никогда не рано, уверены логопеды. Вопрос, как это делать. Рассказывает учитель-логопед ЦДиК «Благо» Юлия Борисовна Моисеева.
В раннем детстве (от рождения до 3 лет) дети уже начинают осваивать базовые грамматические навыки: используют новые слова, употребляют простые фразы, включая основные части речи.
Дошкольники (3-6 лет) начинают использовать более сложные предложения, становятся более внимательными к правильным грамматическим структурам.
Как помочь ребёнку?
- Разговаривайте с детьми на различные темы. На прогулке – о временах года, природных явлениях. Собираясь куда-нибудь – об одежде, называя отдельные предметы. Люди, транспорт, животные, птицы – всё это темы для объяснений, комментариев, обсуждений.
- Вслушивайтесь в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, шорох шин, звуки мотора, симфония летней грозы. Привлекайте к ним внимание ребёнка.
- Разговаривайте на бытовые темы. Например, об овощах: где они растут, какие блюда их них готовят. Постарайтесь регулярно добавлять новые слова в каждую категорию, просите ребёнка повторять их, запоминать их вид на картинке (или в магазине, зоопарке и в других местах).
- Задавайте детям вопросы, которые требуют развернутых ответов, а не просто «да» или «нет». Это поможет им научиться выражать свои мысли словами.
- Читайте детям: это способствует развитию словарного запаса и грамматических навыков.
- Беседуйте о прочитанном, просите ребёнка пересказать, что он запомнил.
Кажется, это имеет мало отношения к грамматике. На самом деле – самое прямое. Дети легко запоминают грамматические конструкции, даже очень сложные. Они пополняют словарный запас, учатся согласовывать слова в предложении. Всё это поможет усвоению школьной программы.
По сути, родители могут помочь ребёнку усвоить грамматику, просто общаясь с ним. Навык правильной речи только оттачивается в школе, а закладывается он именно в повседневном общении. И лето, когда окна открыты, а мы много времени проводим на улице, даёт невероятные возможности походя, не устраивая специальных занятий, научить ребёнка грамматике.
|
</> |