Град обреченный
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
«Град обреченный» — это контрамотная притча о существовании реального человека в реальной истории XXI века и его скорбный путь от свободомыслящего к фанатику. Альтернативная интерпретация, до реализации которой на практике Б. Стругацкий к его счастью не дожил.
Среди книг Стругацких я всегда ставил ГО на первое место. Не знаю почему, иррационально. Стругацкие в основном пишут довольно прямо (если уметь читать и знать контекст), без мистики, без места для ста интерпретаций. Иногда карикатурно, как в Тройке, или восхищенно и слегка карикатурно, как в Понедельнике, иногда про общество на разных этапах развития, как в Острове или Трудно быть богом, но в целом абсолютно ясно, о чем идет речь, включая множество гениальных наблюдений и предсказаний, как те же телебашни. Из непрямых произведений обычно выделяют Град и Улитку. И вот мне лично как-то никогда Улитка не катила, хотя там как раз хватает пародий (хоть тот же директор) и намеков (город съел деревню). Я знаю, что у других это не так, но я бы ее ставил после Острова, и Понедельника, и Трудно быть богом, и Тройки. А ГО почему-то сравнимо, а то и над. При том, что не только понимал, что не все понимаю, но и не понимал во многих местах, имели ли авторы что-то в виду или нет...
Тем интереснее теперь, в эпоху легкого интернета, при случае погуглить. Сам Борис вспоминал: "Ни над каким другим нашим произведением (ни до, ни после) не работали мы так долго и так тщательно". Не говоря уже о взгляде самих авторов на происходящее, который явно намекает, что книга немножко и о себе (а в вики и явно написано, что они включили несколько личных эпизодов). Поэтому, возможно, и ощущение, непонятной глубины. Кроме того, вики объясняет, какую же такую главную тайну открыл Кацман -- что умершие в ГО возвращаются в точку отправки, и поэтому Гейгер и рискнул сделать переворот (личный риск небольшой)... Забавно, что сам Борис признается, что они не придумали при этом, что делать с родившимися в Городе... А вот его интерпретация от 1989 года:
Авторам было важнее всего показать, как происходит перелом в психологии, как происходит перелом в мировоззрении человека, который начинает как верующий раб, потом теряет веру, теряет бога, теряет хозяина и остаётся в безвоздушном пространстве, без опоры под ногами. И выясняется, что без мировоззренческой опоры жить чудовищно трудно. Вот эта ситуация с Андреем Ворониным нам очень важна, очень ценна. Книга писалась в те годы, когда мы сами потеряли опору под ногами. Мы очень хорошо Воронина понимали. И вот — предложенная Кацманом, по сути дела, надчеловеческая философия: «Что такое человек? Человек — тля, мелкая вошь! Люди приходят, умирают и уходят навсегда, а вот Храм Культуры остаётся!» Это звучит здорово, красиво, можно представить, как человек себе делает из этого цель жизни, но в этой теории есть некоторая ущербность, некоторая гипертрофированная элитарность, которая не нравится нашему герою, не нравится Андрею Воронину. И он отказывается от неё.
Может, я слишком много хочу, но вот тут бы авторам сделать контрамоцию, как в Понедельнике, и написать вторую часть, где Воронин решает развиваться ровно в обратном направлении -- отказывается от культуры Кацмана в вакууме и элитарности и опять ищет себе хозяина, шаблоны, веру нерушимую и далее по списку. При желании это можно бы было сделать в круге втором, куда набираются герои XXI века... Собственно, по мнению Стругацкого, вернувшись в современность, Кацман бы эмигрировал в Израиль, а Воронину предстоит еще много кругов... Ну а далее все логично, приехавший куда-то туда (а на самом деле во второй круг) Воронин потихоньку отказывается от Кацманских идей и ищет себе нового некоммунистического хозяина... А уж кое-что еще как подошло бы. Особенно умиляют павианы, как говорил Иван Бездомный, "и ведь это знал"... Короткий обзор из вики:
Объектами Эксперимента являются самые разные люди XX века, заброшенные в единственный Город из разных лет и ситуаций (...) Действующая власть откровенно неэффективна, осуществляется постоянная ротация профессий по случайному принципу, когда мусорщик может быть назначен полицейским следователем, в Городе процветает преступность, а на улицах хозяйничают невесть откуда взявшиеся павианы. В этих условиях бывший унтер-офицер вермахта Фриц Гейгер устраивает переворот, провозгласив наведение порядка под лозунгом «Эксперимент над экспериментаторами».
|
</> |