Говори, а не показывай

топ 100 блогов anairos17.08.2023 Меня изрядно задолбал совет «показывай, а не говори», который с неумолимостью рока повторяется в каждом сборнике советов начинающему автору.

Ну да, недостаточно просто написать «Маша любит Васю». Нужно описать их чувства так, чтобы читатель сам понял – это любовь, а не что-то другое. Для этого придётся пользоваться всеми художественными средствами, которые тебе дал язык.

Но в результате писателям навязывают – иногда даже открыто и сознательно – определённый стиль повествования. Пиши так, будто изначально рассчитываешь на экранизацию. Как будто это не книга, а сценарий фильма. Описывай только то, что можно увидеть и услышать, глядя на происходящее со стороны. Мысли, чувства, отношения – всё это показывай только через слова и действия героев, и никак иначе.

А ведь у драмы и литературы разные инструменты, и пользоваться ими тоже нужно по-разному. Подделываясь друг под друга, они теряют как раз то, что в них главное и лучшее.

Что бы режиссёр ни хотел поведать зрителю, он может сделать это только одним образом – через поступки персонажей. Других инструментов у него попросту нет.

Что герои делают. Что и как они говорят. Как при этом выглядят. Что происходит вокруг них. Всеми этими деталями хороший фильм может за минуту рассказать внимательному зрителю больше, чем десять страниц текста.

Но литература – это история не показанная, а рассказанная. Между нами и событиями стоит тот, с чьих слов мы узнаём о происшедшем. Эти его слова – всё, что у нас есть, остальное мы достраиваем в воображении.

Рассказчик и его голос – вот единственный инструмент писателя. Но применений у него множество.

Каким будет рассказчик? Всевидящим наблюдателем «сверху» или одним из персонажей, знающим только то, что видно ему самому?

Будет ли он рассказывать нам о происходящем «в реальном времени» или вспоминать о нём спустя годы, когда уже давно стало понятно, к чему всё пришло и каковы были последствия слов и поступков?

Его отношение к происходящему – будет он бесстрастно повествовать о любых событиях, или повествование окрасится его собственными чувствами и эмоциями? И если второе – совпадают ли они с чувствами автора, или же он намеренно избрал для этой роли человека, который совсем на него не похож?

А реплики персонажей – будут ли они переданы в виде прямой речи, или же нам кратко перескажут содержание долгого разговора?

Возможно, рассказчик честен и излагает всё в точности, как оно было. А может быть, у него есть свои скрытые мотивы. Что-то он говорит правдиво, что-то приукрашивает, о чём-то умалчивает – или даже прямо врёт, вводя нас в заблуждение.

Попытки докопаться до истины через проговорки и умолчания ненадёжного рассказчика – дополнительное удовольствие для читателя и отдельный смысловой слой истории.

Изящнейший пример этого подхода – в одном из детективов Агаты Кристи. Повествование ведётся там от первого лица... и именно рассказчик в финале оказывается убийцей. Он подробно описал нам все события в вечер преступления, умолчав только о том, что он делал вот в эти несколько минут. Притом умолчав так красиво, что при первом прочтении вы почти наверняка не заметите в его повествовании никакого шва.

Рассказчик может смотреть со стороны и говорить нам только о том, что видно глазами. Но может и влезть в шкуру любого персонажа и прямо поведать нам о его мыслях и чувствах.

И вот тут как раз важно не скатиться в простую декларацию: «Ему было страшно». Литератор пользуется метафорами, красочными сравнениями и уподоблениями. Герой у него будет обливаться холодным потом, перед глазами у него закружатся пятна, а в ушах зазвучат шаги приближающегося непобедимого врага, даже хотя на самом деле тот ещё далеко. И это я просто написал первое, что пришло в голову, не слишком заботясь об оригинальности описания. Хороший автор о ней заботится.


Мой любимый пример – роман Мэтью Стовера «Месть ситхов».

Новеллизация третьей (шестой?) серии великой саги возвышается над своим оригиналом, как Храм Джедаев над поверхностью Корусканта. Пока я её читал, я раз десять, наверное, непроизвольно подумал, что хотел бы посмотреть такой фильм – и каждый раз вспоминал, что ну да, я его вроде как уже смотрел, и книга лучше. Намного.

А ведь события фильма и книги идентичны (Стовер включил в роман, по-моему, только пару сцен, которые были сняты, но не вошли в театральную версию). Разница – за счёт голоса рассказчика и проникновения во внутренний мир персонажей.

Вся история рассказана в настоящем времени – мы буквально видим её в тот момент, когда она происходит. И рассказана она живым эмоциональным языком. Автор переживает за персонажей и сопереживает им – и мы вместе с ним.

Текст полон отступлений, философских раздумий, характеристик того или иного персонажа – и всё это не удлиняет, а обогащает историю.

В фильме открытие, что Палпатин и есть Дарт Сидиус, считается сюжетным твистом – хотя покажите мне хоть одного зрителя, который не знал бы об этом заранее. У Стовера герои тоже не знают, что канцлер – владыка ситхов, но знает рассказчик, и это полностью меняет тон повествования.

В фильме мы можем догадаться о переживаниях Энакина только по актёрской игре Хайдена Кристенсена – а он хоть и замечательный актёр, но в этом сценарии ему играть по сути нечего. В книге мы сами чувствуем то, что чувствует будущий Вейдер, и вместе с ним погружаемся во Тьму.

Вообще, Сила, её светлая и тёмная сторона в кино – не более чем источник интересных способностей джедаев и ситхов. В книге она пронизывает всё повествование, и мы понимаем, что перед нами действительно космическое фэнтези – и даже в некотором роде метафизическая драма, выходящая далеко за пределы героев и их целей.

Короче говоря, если вы не читали «Месть ситхов» – непременно прочитайте. Эту книгу даже русский перевод практически не испортил, за что переводчику огромное спасибо. Даже если не любите «Звёздные войны» – всё равно прочитайте, потому что это просто отличное литературное произведение, в отрыве от Лукаса и его творений.

И всё потому, что товарищ Стовер правильно понимает суть литературы и не пытается превращать свои книги в сценарии фильмов.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ваше слово, товарищ маузер господин тазер: http://fapnews.ru/181373-politseyskiy-v-dzhordzhii-pomiril-starsheklassnikov-pri-pomoshhi-elektroshokera/ ...
Для начала продублирую свой комментарий, оставленный под чужим постом, т.к. там сообщение повисло в воздухе без всякого внимания, а здесь моим друзьям информация может быть полезна. Коротко напишу, как мы добирались до Новгорода последний раз. К слову сказать, раньше ездили в ...
Это — Настя Каменских и ее снимок, который дико волнует Кристину. Все ее (Настины) выдающиеся заслуги перед великой попсовой культурой, которые я могу припомнить — это песенка про резиночку. Которая порвалась. Я не могу и не хочу ничего пло ...
Это сабж какой-то, а не правительство. Им что, в последнее время что-то в кофе подмешивают? Ещё один "ёлдобоб", министр окружающей среды, Гилад Эрдан, придумал, как разрешить проблему некачественной питьевой воды из водопровода. Вы что, думаете, он ...
14 мая состоится финал Евровидения 2016. Конечно, всем уже известно, что Россию в этом году представит Сергей Лазарев с песней «You are the only one». К слову, певец рассказал, что его композиция быстро набрала популярность, а сам он беспрестанно получает предложения о релизе песни и альб ...