Готова первая подводная лодка тайваньской постройки
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Готова первая подводная лодка тайваньской постройки 711 Готова первая подводная лодка тайваньской постройки 711](/images/main/gotova-pervaya-podvodnaya-lodka-tayvanskoy-postroyki-9d745d.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/10416538/10416538_original.jpg)
Первая дизель-электрическая подводная лодка тайваньской постройки SS 711 Hai Kung на церемонии имянаречения и спуска на воду на предприятии тайваньской судостроительной корпорации CSBC в Гаосюне, 28.09.2023 (с) пресс-служба президента Китайской Республики
Название первой тайваньской подводной лодки в китайском духе весьма символично. Названия четырех подводных лодок ВМС Китайской Республики, находящихся в строю, образованы путем добавления к названию животного иероглифа «海» («Хай» - «морской» - например, «Морской дракон» или «Морской тигр»). В случае названия «Хайкунь» дополительное к «Хай» слово «Кунь» взято из главы «Сяояою» в произведении древнекитайской литературы «Чжуан-цзы»: «Во времена династии Северный Мин жила рыба, и звали ее Кунь. Кунь была настолько велика, что я не знаю, сколько это было тысяч ли. Она превратилась в птицу, и ее прозвали Пэнь». Слова «Куньхай» и «Куньдао» также являются древними поэтическими названиями древнего Тайваня. Наконец, данная комбинация иероглифов является одним из обозначений нарвала, и в официальных тайваньских англоязычных публикациях лодка иногда именуется Narwhal.
Тайвань длительное время не имеет возможности приобретения подводных лодок за рубежом, в результате чего подводные силы острова имеют только две большие дизель-электрические подводные лодки типа Chien Lung голландской постройки 1980-х годов, а также две совершенно антикварные бывшие американские подводные лодки типов Tench и Balao постройки 1945-1946 годов (из которых одна находится в резерве). В 2001 году тогдашний президент США Джордж Буш включил поставку восьми неатомных подводных лодок в пакет продаж военной техники Тайваню, однако в силу политических и экономических препятствий с обеих сторон поставка для Тайваня подводных лодок (из США или третьей страны) так и не была реализована. Следует напомнить, что американская промышленность не вела постройки неатомных подводных лодок с 1950-х годов, а ВМС США традиционно препятствовали американским компаниям в возможном проектировании и строительстве неатомных подводных лодок на экспорт, опасаясь утечки за рубеж критически важных технологий американского подводного кораблестроения.
В 2016 году в рамках принятой министерством национальной обороны Китайской Республики долгосрочной 23-летней программы военного кораблестроения, было, наконец, принято решение о реализации программы Indigenous Defense Submarine (IDS) самостоятельной разработке и строительстве восьми больших неатомных подводных лодок для ВМС Тайваня. В марте 2017 года Чжуншаньский (Сунь-Ятсеновский) институт науки и технологии (Chung-Shan Institute of Science and Technology, CSIST - головная научно-исследовательская и опытно-конструкторская организация Бюро вооружений министерства национальной обороны Китайской Республики) и ведущая тайваньская судостроительная корпорация CSBC подписали соглашение о совместной разработке к 2020 году технического проекта подводной лодки для ВМС Тайваня. Ранее в августе 2016 года CSBC Corporation создала для этого специализированное конструкторское бюро.
Для строительства подводных лодок на верфи CSBC в Гаосюне при государственном финансировании за полтора года был построен специальный производственный комплекс Haichang Building, введенный в эксплуатацию 24 ноября 2020 года.
Программа IDS осуществляется на Тайване в большой секретности и никакие характеристики подводной лодки не раскрывались. Проектирование подводной лодки велось совместно институтом CSIST и CSBC при тесном содействии британских и американских компаний. Считается, что основную роль сыграли британские разработчики, действовавшие через зарегистрированную в Гибралтаре подставную компанию Gavron Limited, которая в 2018 году получила контракт на роль генерального консультанта по программе IDS. В апреле 2018 года Государственный департамент США выдал специальное разрешение, позволяющее американским компаниям осуществлять содействие в разработке и проектировании подводных лодок для ВМС Тайваня, включая передачу технологий. Также сообщалось о содействии в проектировании тайваньской подводной лодки со стороны южнокорейских корпораций Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) и Hyundai Heavy Industries (HHI), тоже получивших на это в 2018 году особое разрешение южнокорейского правительства.
Проектный облик тайваньской подводной лодки программы IDS эволюционировал в процессе разработки, и если ранние модели показывали схожесть с голландским прототипом типа Chien Lung, с реверс-инжиниринга которого вполне закономерно началась программа, то затем (с 2019 года) модели и рендеры демонстрировали значительные отличия, включая измененную форму корпуса, наличие Х-образных рулей и низкого удлиненного ограждения выдвижных устройств - известно, что данный вариант проекта лодки обозначался как 3.05. Окончательный вариант проекта, по которому велось строительство, был обозначен уже 4.0.
Стандартное надводное водоизмещение лодки Hai Kung сейчас оценивается в 2500 тонн, а длина - 70 метров. Лодка оснащена дизель-электрической энергетической установкой, основная часть которой, предположительно, поставлена американскими компаниями. Как заявлялось на Тайване, лодки этого типа получат «высокоэффективные батареи, разработанные и произведенные отечественными производителями», что, видимо, подразумевает использование литий-ионных аккумуляторных батарей. Известно, что лодки должны быть вооружены американскими 533-мм торпедами Mk 48 Mod 6AT (уже закупленными Тайванем в 2021 году для лодок типа Chien Lung), запускаемыми из торпедных аппаратов противокорабельными ракетами Boeing UGM-84L Harpoon Block II, а также минами тайваньского производства.
АСБУ лодки поставлена Lockheed Martin, гидроакустический комплекс (с носовой и бортовыми конформными антеннами) поставлен RTX (Raytheon), а интегрированные выдвижные устройства (мачты с перископами и радиотехническими средствами), радиотехнические средства, и комплексы связи и навигации, а также автоматизации корабля поставляет корпорация L3Harris. В декабре 2020 года - феврале 2021 года правительство США дало разрешение на экспорт на Тайвань этих систем. Лодка оснащена комплексом пассивной противоторпедной защиты разработки CSIST с выстреливаемыми ловушками и помеховыми зарядами. Официально доля стоимости местного производства в головной лодке обозначена в 40%.
![Готова первая подводная лодка тайваньской постройки 1024x768_563815649840 Готова первая подводная лодка тайваньской постройки 1024x768_563815649840](/images/main/gotova-pervaya-podvodnaya-lodka-tayvanskoy-postroyki-8eda1f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/10416242/10416242_1000.jpg)
![ÑÑ117 ÑÑ117](/images/main/gotova-pervaya-podvodnaya-lodka-tayvanskoy-postroyki-5da4f0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/10416764/10416764_1000.jpg)
![ÑÑ118 ÑÑ118](/images/main/gotova-pervaya-podvodnaya-lodka-tayvanskoy-postroyki-912a66.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/10417072/10417072_1000.jpg)
![ÑÑ119 ÑÑ119](/images/main/gotova-pervaya-podvodnaya-lodka-tayvanskoy-postroyki-165149.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/10417175/10417175_1000.jpg)
![ÑÑ120 ÑÑ120](/images/main/gotova-pervaya-podvodnaya-lodka-tayvanskoy-postroyki-325679.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/10417409/10417409_1000.jpg)
![ÑÑ121 ÑÑ121](/images/main/gotova-pervaya-podvodnaya-lodka-tayvanskoy-postroyki-ea4a43.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bmpd/38024980/10417758/10417758_1000.jpg)
Первая дизель-электрическая подводная лодка тайваньской постройки SS 711 Hai Kung на церемонии имянаречения и спуска на воду на предприятии тайваньской судостроительной корпорации CSBC в Гаосюне, 28.09.2023 (с) www.cna.com.tw и ВМС Тайваня
Видео:
|
</> |